Перейти к содержимому →

Секвенции, продолжаем изучать ноты на грифе гитары

Когда речь заходит об изучении грифа, наилучшим методом всегда выступает разучивание гамм и секвенций на их основе. Давайте сегодня от множества слов перейдем к нескольким простым упражнениям, которые помогут выучить расположение нот на грифе, развить беглость пальцев и возможно предложить какие-то идеи, которые вы сможете использовать в своих собственных импровизациях в будующем.

Речь сегодня пойдет о секвенциях.
Как гласит wikipedia:
Секвенция (музыка) — повторение небольшого мелодического или гармонического построения на другой высоте сразу за его первым проведением.

То есть, секвенция это  мелодический фрагмент, который можно исполнять от разных нот. В наших сегодняшних примерах это будут ноты гаммы G мажор. Гамма состоит из нот G, A, B, C ,D ,E, F#.
Итак, приступим, наш первый пример — секвенция, построенная на двухнотном рисунке. Движение внутри фразы довольно простое, мы исполняем пары нот, начиная с более высокой. Дойдя до первой струны, мы инвертируем секвенцию(этим примером мы будем сегодня пользоваться довольно часто) и исполняем ее в обратную сторону, то есть теперь мы играем от более низких нот к более высоким.

Не пытайтесь играть это  упраднение на максимально возможных скоростях. Начните с медленного темпа, например 65 ударов в минуту, и когда почувствуете себя в нем достаточно комфортно, увеличивайте его постепенно.

Следующая секвенция так же использует 16-ые ноты, но на этот раз она состоит из трехнотного паттерна, который играется от каждой ступени гаммы. Это упраднение будет довольно сложно сыграть новичкам, так как каждая доля такта разбита шестнадцатыми нотами на 4 части, а фрагмент секвенции состоит из трех нот, таким образом постепено в рамках одного такта во время исполнения будут смещаться акценты. Начало фрагмента секвенции и новой доли будут совпадать каждые 12 нот, то есть на 1 и 3 доле первого такта, 3-ей доле 2-го такта, 2-ой доле третьего и т.д.

При нисходящем движении акценты смещаются на одну шестнадцатую, поэтому эта фраза может еще долго не поддаваться многим новичкам. Чтобы не спасовать перед ней, начните работу в медленном темпе, запомните аппликатуру и штрихи медиатора, и лишь когда сможете свободно играть пример в медленном темпе, увеличивайте скорость.

Если вам сложно играть предыдущее упражнение по каким-либо причинам, попробуйте упростить его и каждое новое звено секвенции начинать в начале каждой четверти такта. Таким образом, мы получим секвенцию построенную на трехнотной формуле, которая играется триолями.

Несмотря на то что с триолями в этой секвенции вам будет проще разобраться, не спешите загонять темп, постарайтесь уделить как можно больше времени игре на медленных скоростях.

Почему важно заниматься в медленном темпе? Потому что в эти моменты работает мышечная память и мозгу проще ориентироваться среди нот на грифе. На различных форумах можно встретить борцов за гитарный шред, которые доказывают, что на разных скоростях у нас по-разному задействованы разные группы мышц. Возможно это и так, я не очень силен в астрономии :-), но для новичка или для гитариста, которй всеръез обеспокоен здоровьем своих рук, наилучшим вариантом будет все же начать занятия в медленном темпе.
Так что установите метроном на 65 ударов в минуту и потратьте час своего времени на то чтобы сыграть эти упражнения, по 20 минут на каждое. Даже если они вам были знакомы ранее, вспомните их и еще раз сыграйте, ведь чем больше мы играем, тем лучше мы играем.

Опубликовано в Практика