Перейти к содержимому →

Про опыт эксплуатации Fractal Axe FX II

Немного поздновато было бы писать сейчас обзорную статью про Fractal Audio AXE FX II, поэтому я немного расскажу про свой опыт использования этого аппарата и как я его выбирал, возможно, кому-то это пригодится. Если же вы ищите в этой статье обзоры качества звука, сравнение с Kemper или BiasFX, то мне придётся вас разочаровать, эта статья только про мой личный опыт эксплуатации Axe FX II с точки зрения удобства использования. Все сравнения по звуку между Kemper и Fractal вы свободно найдете на Youtube без труда.

Как бы ни казалось, что это борьба между двумя разными цифровыми кланами, относиться к этим устройствам нужно проще. Оба они позволяют получать отличный звук в любых условиях.

Эксперименты с процессорами эффектов у меня начинались во времена Digitech RP100, классику ZOOM 505 я не застал, на тот момент этого пластмассового(во всех смыслах) монстра уже вовсю чморили по форумам. А так как живя не в Москве возможности послушать аппарат зачастую нет, приходилось жить мнением из интернетов. Поэтому Digitech победил ZOOM, но оказался таким же песочным карьером.С RP100 у меня не сложилось и я перешёл на Marshall JMP-1, ну и какое-то время играл в звуковую карту и GuitarRig в качестве эмулятора оконечника, иногда использовал встроенный спикерсимулятор.

О Marshall JMP-1 у меня остались самые приятные воспоминания в части качества звука и удобства использования, когда-нибудь найду не убитый вариант и куплю его себе «чтобы был».

Для записи soft уже во второй половине 00-ых подходил вполне сносно, но вот играть на нем было невозможно. Ресурсов PC не хватало для установки приемлемого уровня latency и шла постоянная борьба с рассинхроном.

В итоге, через меня прошли разные варианты пандор и черных пилюлек от Line6.

Где-то в 2009 я впервые услышал про Fractal. Интернет тогда бурлил, но так как компания маленькая, пощупать вживую их долго не удавалось. Ну и видео на Youtube с бесконечным джентом на семиструнках и аксах так же не добавляли уверенности в покупке.

Пока в какой-то момент мне Axe FX II не посоветовал один друг, после полугода использования этого аппарата у себя.

Если говорить только про ТТХ, то их можно изучить на сайте FractalAudio.Ru, там все расписано с цифирками. Но давайте вернемся к опыту работы с девайсом.

У меня была задача найти аппарат, который позволил бы иметь хороший звук для занятий в наушниках, имел бы минимальную задержку, множество эффектов и был гибок в настройках/управлении. Кроме того, он должен позволять писать гитару в комп без лишних телодвижений. Использовать вне пределов квартиры я его не планировал, так как к тому моменту уже собрал педалборд и меня устраивали усилители по точкам.

Среди вариантов были следующие:

  1. Хороший ламповый усилитель + процессор эффектов(G-Major) + Loadbox(Torpedo Live) — вариант достаточно затратный, плюс ограничение звучания только одного усилителя. Ну и место под все это оборудование в квартире найти было бы сложно, уж не говоря о возможности куда-то с ним выехать;
  2. Процессор Eleven Rack — морально устарел на тот момент, хотя с точки зрения затрат сейчас он выглядит вполне себе хорошей покупкой. В цене уже сильно не проседает, но играть на нем все еще можно ого-го. Сами смотрите — Modern Fusion Etude — Mike Salow
  3. Universal Audio Apollo и их software плагины эмуляции — сносный вариант, но попробовав демки их плагинов(эмуляция усилителей Friedman звучит очень круто) и посмотрев на ценник их покупки — этот вариант отпал сам собой. Все же мы в России, тратить ~500$ на софт у нас не принято, а способа ломать UAD плагины нет. Объявления на Avito про добавление в группу с сотней плагинов за условные 10 тысяч обычно заканчиваются каким-то разводиловом.
  4. Kemper — честно говоря, попробовал один, отпугнула сложность его руления, да и разбираться во всех этих вариантах моделей мне не сильно хотелось.
  5. Axe FX II — на тот момент Fractal устроил распродажу MarkII со своего сайта, пришлось через посредников купить его и доставить в РФ. Это существенно дешевле, чем у официальных дистрибьюторов, даже если вы заплатите таможенную пошлину за превышения порога в 1000 евро. Плюс второе поколение фракталов умеет работать как внешняя звуковая карта, а это значит, что для записи/игры с PC достаточно бросить один USB кабель и подключить наушники к Axe.

В общем, я оплатил все и ждал пока посылка наконец-то приедет ко мне домой.

Сам по себе Axe FX сделан как и стандартные рэковые устройства — металлический корпус 2U с органами управления, которые защищены двумя ручками справа и слева. На тыльной стороне различные разъёмы для подключения контроллеров, педалей экспрессии, аудио и миди входы/выходы.

Естественно, для того, чтобы управлять рэковым процессором нужен миди-контроллер. На рынке вариантов очень много, но среди них выделяется компания из Пензы BJ Devices — модельный ряд у них широкий, плюс есть встроенные педали экспрессии. И если цены на новые устройства вас немного смущают, хотя они и ниже зарубежных аналогов, их всегда можно найти на вторичке, они неубиваемы, поэтому покупайте смело.

Во всех версиях прошивки контроллеров есть профиль для работы с устройствами Fractal прямо из коробки. Это может показаться странным, но у одного из самых массовых миди контроллеров на рынке — Behringer FCB1010 из коробки получиться только переключать пресеты. Включать и выключать отдельные эффекты в рамках пресетов он не умеет. Чтобы эта функция появилась у Behringer вам придется докупить UNO chip или EurekaPROM — это чипы, которые вставляются в контроллер вместо оригинального и позволяют существенно расширить их функционал. Подробнее про то, как выполнить этот мод читайте в этом посте — Mod EurekaPROM для MIDI контроллера Bejringer FCB1010.

Именно такую манипуляцию я затеял с недавно приобретённым для экспериментов FCB1010, чуть позже напишу результаты этого эксперимента.

На передней панели Axe расположились органы управления, по картинкам и инструкции несложно понять принцип работы, но признаюсь честно, я ни разу не настраивал себе пресеты через эти кнопки/крутилки, удобнее всего он рулится через приложение Axe Edit для MAC/PC. Кроме того, есть сторонняя разработка для руления с iPad — FracPad.

В Axe Edit вы настраиваете свою цепь эффектов на поле 4×16 ячеек слева направо. Ограничивает вас только это поле и загрузка процессора, которая показывается в том же окошке.

При этом есть достаточно интересное решение для уменьшения нагрузки и запихивания большего количества эффектов в цепь — X/Y. Принцип работы простой, вы ставите в цепь блок эффекта, например, Drive1, по миди его можно включить выключить.

В самом эффекте есть закладки переключения между настройками эффекта X и Y, то есть, вы можете выбрать два различных варианта перегруза и настроить их как вам удобно. Положение эффекта в цепи будет одно для обоих опций, но вы сможете переключаться между ними. У меня этот вариант используется для перегрузов, дилеев и реверов. В блоке Drive1 выбрана эмуляция AC Booster от Xotic, который включен постоянно для добавления мясца в чистый звук и при необходимости я переключаюсь на скример, когда нужен более подгруженный звук. В качестве второго перегруза в блоке Drive1 у меня используется TS808Mod.

Fractal постоянно выпускают обновления прошивок для Axe FX, в результате, вы постоянно получаете новые функции или новые устройства, которые процессор эмулирует.

Теперь давайте поговорим о минусах.

Первый и полностью не объяснимый для меня — эмуляция Whammy(гармонайзер). О качестве звучания этого эффекта не хочется говорить, но придется. Задержка в трекинге весьма заметная, тем более в сравнении с оригинальной педалью от Digitech. Сам звук не ахти. Почему Fractal каждое обновление обходят этот эффект стороной, может быть, Digitech им приплачивает, может, на слух сотрудников Fractal все в порядке с их Whammy, но я в итоге оставил Digitech Whammy 5 и убрал ее в рэк(писал об этом в статье про Arduino Box) с управлением с миди контроллера.

Второй минус — это ограничения лупера. Если к вам хоть раз в руки попадал любой из Ditto от TC Electronic, то вы не сможете объяснить для себя зачем нужно разделять фукнции Record/Play/Stop/Undo по разным кнопкам и разным миди-командам. Могли бы сделать все как у людей в TC или Ableton. Кроме того, у looper есть ограничение записи в режиме стерео 30 секунд. Вдумайтесь в это, устройство за 2000 долларов не может записать больше 30 секунд стерео петель.

С остальными минусами можно смириться(глюки при обновлениях и тд), все же компания не большая, и если нет желания возится, можно оставаться на стабильной версии прошивки хоть все время и не знать никаких проблем.

Несмотря на эти несколько минусов Fractal оказался идеальным процессором под мои задачи. Единственный процессор, на который я его поменял Fractal AX8, напольный вариант своего рэкового собрата, но об этом расскажу чуть позже.

Опубликовано в Оборудование Практика