Совсем недавно мы пытались внести ясность в проблему выбора первой гитары. Теперь настало время подумать о том как и где обучаться умению обращаться с инструментом.
Во-первых как свести эти две группы людей друг с другом? Как распознать шарлатана в обличии гитарного сенсея и как из занятий извелкать наибольшую выгоду.
На все эти вопросы и многие другиие любезно согласился ответить мой хороший знакомый, не побоюсь этого слова гитарный гуру или просто учитель многийх гитаристов в Москве, а так же родном городе Волжском, Денис Назаров.
На MySpace вы можете послушать музыку и подробнее узнать кто же он такой http://www.myspace.com/dennazarov
GuitarLine.ru: Спасибо что нашел время побеседовать на такую интересную тему. Чем сейчас занят в творчестве?
Денис Назаров: Не так давно состоялся акустический концерт в клубе «Дом у дороги» с коллективом Dr.Nick. Игралась достаточно разнообразная программа — от британского фолка, фолк-блюз-рока и до соул классики Motown. Планируется ещё серия таких концертов. Был также мини-фестиваль харперов (исполнителей на губной гармонике) — я был в составе ритм-группы, которая аккомпанировала им. Происходит много интересных музыкальных мероприятий, так что следите за афишей «Дома у дороги»! Ну и кроме того, я сотрудничаю с коллективом «ДжазПром» — там музыка уже ближе к smooth-jazz, jazz-funk.
GuitarLine.ru: Возвращаясь к теме обучения на гитаре. Что более предпочтительно частные уроки или обучение в различных центрах или музыкальных школах?
Денис Назаров: На мой взгляд, самый оптимальный вариант — это частные уроки. Об этом говорят многие известные музыканты. Игорь Бойко как-то рассказывал, что даже люди, обучающиеся в музыкальном колледже Беркли предпочитают ходить на частные занятия. Всё-таки это немного другая атмосфера, отличная от той, что есть в музыкальных школах, к примеру.
Во-первых, это индивидуальный, не предписанный стандартом обучения подход к каждому из учеников. Опытный преподаватель всегда будет стараться понять, к чему тяготеет его ученик, каков его характер, мотивация, какие слабые стороны в его игре (особенно, если человек уже играющий), на что нужно обратить внимание. Притом у частного преподавателя, как правило, учеников всё же меньше, чем у педагога в школе. Меньше риска, что будет «конвейер». Да и легче сконцентрироваться на каждом человеке. Ведь важно не только научить определённым навыкам, но и воспитать личность в музыке, способную мыслить и развиваться сообразно своему пути. А это легче сделать при индивидуальных занятиях.
Во-вторых, психологический момент. Это всё-таки более неформальное общение, в домашних условиях. Тот же Игорь Бойко всегда предлагает свои ученикам чашку чая перед занятием и беседует с учениками, создавая таким образом благоприятный психологический фон. Ну а для учеников частные занятия — возможность общаться с преподавателем «один на один», задавать интересующие вопросы по ходу занятия, спрашивать о личном исполнительском опыте, о предпочтениях в музыке, оборудовании. Наконец, что тоже очень важно, играть на занятиях вместе с преподавателем. И потом, люди приходят за определёнными знаниями — по этому принципу и выбирают себе преподавателя.
При этом я не хочу умалять достоинств музыкальных центров или школ. Везде можно встретить чутких, опытных преподавателей, готовых поделиться своим опытом.
GuitarLine.ru: Как правильно сформулировать цели обучения?
Денис Назаров: Важно понять, что ты хочешь знать и уметь. Например, одному надо просто знать аккорды и петь песни в кругу друзей. И всё. Ему нет смысла учить гаммы, арпеджио, пентатоники. И также ему нет смысла ходить в музыкальную школу — его там будут учить совершенно ненужным вещам. Это, кстати, вдогонку к вопросу о выборе преподавания. А другому хочется стать профессиональным гитаристом — ему нужны знания относительно техники игры, музыкальной теории, гармонии, относительно разных стилей, направлений в музыке. Из этого и формируются цели. Причём не последнюю, а даже, наверное, самую главную роль тут играет преподаватель. Именно ему важно озвучить те цели, которые должен преследовать его ученик. Очень важно ориентировать человека в его развитии.
GuitarLine.ru: Финансовые возможности обучаемого, важны или все же обучение доступно всем и каждому?
Денис Назаров: Сложно ответить однозначно на этот вопрос. С одной стороны, конечно важно какие у человека есть финансовые возможности — от этого может зависеть качество услуги преподавания. Хотя и не всегда, но всё-таки. А с другой — у каждого должна быть возможность получать знания!
Наверное нужно исходить из того, что по карману. Благо предложений сейчас предостаточно.
GuitarLine.ru: Что можешь посоветовать в плане выбора первого инструмента для обучения?
Денис Назаров: А вот здесь всё просто, на мой взгляд. Первый инструмент, это, как правило, «бюджетная» гитара. То есть ждать от неё чудес не стоит. Поэтому лучше выбирать инструмент без «наворотов». Они всё равно себя не оправдают при своей стоимости. Я бы рекомендовал гитары а-ля «Telecaster», «Les Paul», либо какие-то вариации на тему «Stratocaster» или «RG» (для любителей «погорячее»), но с фиксированным бриджем. Тремоло системы на гитарах начального уровня абсолютно бесполезны, как мне кажется. Зато мороки с ними может быть предостаточно. К тому же, чтобы овладеть техникой владения «рычагом» нужно ориентироваться уже на тремоло Fender, Wilkinson, Shaller, Floyd Rose, наконец. А это — далеко не самая первоочередная цель для начинающего гитариста.
GuitarLine.ru: Какое дополнительное оборудование следует иметь для обучения? (шнуры, метроном, усилитель, процессор, педали эффектов)
Денис Назаров: Ну, шнуров и метрономов в музыкальных магазинах много. Можно брать любые. Главное — чтобы шнуры не фонили. Что касается усилителей, здесь можно поступить так же как и с первой гитарой. Простой усилитель (или комбо) с регулировкой частот, ну, может быть со встроенным перегрузом и\или ревером — всё что нужно для занятий. Очень важно научиться для начала внятно играть на «чистом» звуке. Заставить инструмент звучать, пусть даже и недорогой.
GuitarLine.ru: Сколько по времени занимает обучение с «нуля» до уровня исполнения простых песен, допустим уровня The Beatles (местами медиатором, местами пальцевой техникой)
Денис Назаров: У меня лично это заняло пару-тройку месяцев. Мне было лет 7-8, были летние каникулы, и отец (после долгих моих уговоров) показал мне несколько аккордов. Я их выучил. Потом он дал мне аккордовые сетки некоторых несложных битловских песен. Их я тоже выучил. Потом, как всегда — вступление к Stairway to Heaven, рок-н-ролльные риффы… В один прекрасный день я сидел и наигрывал какие-то аккорды, как вдруг меня осенило: «Чёрт! Ведь то, что я сейчас играю — это один в один кусок из песни Beatles! А что там дальше? Так… может быть этот аккорд?» Так я научился подбирать по слуху. Играть «перебором» я тоже научился благодаря песне. На этот раз группы Rolling Stones. Песня называлась Lady Jane. Там вначале такой красивый перебор на гитаре, в том же духе выдержан и весь аккомпанемент к песне. Помню меня это заворожило. Это было похоже на магию. Я решил во что бы то ни стало подобрать эту песню, а заодно — научиться, наконец, играть «перебором». И мне пришлось… заучивать «перебор» нота в ноту. Я просто выучил те ноты по слуху, что играл Keith Richards. Зато потом это помогло мне с лёгкостью придумывать свои варианты «перебора», да и аккомпанемента вообще.
Так что главное — желание!
GuitarLine.ru: Сколько требуется времени для того чтобы начать импровизировать? Ясно, что сразу играть как Charlie Parker вряд ли получится, но если взять простую импровизацию на блюзовую прогрессию?
Денис Назаров: Мне кажется, что для начинающего и это может оказаться сложным. Думаю, для начала лучше «поснимать» какие-нибудь известные темы (только самые простые), и поиграть их. Всё что угодно, лишь бы привыкнуть к исполнению сольных партий на инструменте. Кроме того, эти самые мелодии (каких-нибудь хитов, к примеру) могут уже сами по себе служить первоначальным материалом для импровизаций. Базовым «словарным запасом», так сказать. Что касается блюзовой прогрессии, то для начала нужно выучить минорную пентатонику или «блюзовую гамму». Причём не просто выучить её расположение на грифе, аппликатуру и т.п., но и выучить стандартный набор блюзовых фраз, на ней основанных, а дальше — уметь создавать свои мелодические обороты на её основе. Не стоит забывать и о ритмической специфике такой музыки (триольная пульсация), об особенностях смены аккордов, об интонационных аспектах.
В общем, всё индивидуально. Овладение элементарными навыками импровизации может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.
GuitarLine.ru: Как лучше строить свои занятия? В начале обучения очень сложно мотивировать себя на результат, так как многое не получается, как с этим бороться?
Денис Назаров: Заставлять себя. Что ещё можно придумать? Если вы чётко знаете, что вам это надо, вы будете заниматься.
Хотя, на самом деле, не всё так страшно. Я всегда придерживался правила “Feel good. Have Fun!” То есть не надо превращать занятия в работу. Это должно приносить удовольствие.
Что касается того, как строить занятия… Начинать, конечно, нужно с самого простого. С «разминки», так сказать. Поиграть какие-то упражнения, «разогреть» пальцы, кисти рук. Потом поиграть гаммы. Вообще лучше стараться практиковать то, что плохо получается, а не то что уже хорошо усвоено. Нужно постепенно доводить все навыки до одного уровня. Это касается и аккордов, и упражнений для развития техники, и ритмики. Также нужно периодически отвлекаться и играть что-нибудь «для души», что нравится. Можно даже немного помечтать — представить, что вы на сцене с супер-группой, а перед вами — многотысячная толпа поклонников. Помогает поддерживать хороший настрой и мотивацию. Главное — не забывать про само занятие.
GuitarLine.ru: На что следует в первую очередь обратить внимание при выборе преподавателя?
Денис Назаров: Интересный вопрос! Сейчас выбор зачастую происходит через интернет. Многие преподаватели дают объявления, выкладывают свои материалы для ознакомления. Всё это может давать более-менее адекватное представление о них. Как правило, преподаватели пишут о своих жанровых и стилистических предпочтениях, указывают условия проведения занятий, их длительность, ну и цену, конечно. Остаётся выбирать. Если вам нравится, как играет (на демо-материалах) потенциальный кандидат в «преподы», нравится его звук, манера, стиль, если устраивают условия и цена занятий — стоит попробовать связаться. Ну а потом, уже при личной встрече смотреть насколько человек вызывает доверие, словоохотлив ли он или наоборот — молчалив. Для ученика конечно же предпочтительней словоохотливый преподаватель по объективным причинам — у такого легче спросить о том, что непонятно. Хотя тут возможен и обратный вариант — «много слов, мало дела». Также не лишне будет обратить на саму его речь. Насколько человек может ясно излагать свои мысли и объяснять что-то. Это важно, поскольку косноязычие никогда не способствовало правильному восприятию материала.
В общем, что касается выбора преподавателя, тут важно и какой он музыкант, и какой он человек.
GuitarLine.ru: Стоит ли перед началом обучения у преподавателя почитать книги по теории музыки и какие рекомендуешь.
Денис Назаров: Не думаю, что это обязательно делать. Ведь вы же идёте к преподавателю как раз получать знания. Впрочем, никто вас не осудит, если вы решили что-нибудь почитать. «Элементарная теория музыки» В.А. Вахромеева вполне подойдёт. Ну или что-то в этом духе.
GuitarLine.ru: На сколько важную роль играет развитие слуха в обучении, и стоит ли попробовать заниматься самостоятельно, например, по курсу David Lucas Burge — Relative Pitch?
Денис Назаров: Развитие слуха играет одну из ключевых ролей. Причём, на мой взгляд, развивать его большую часть времени вы будете именно самостоятельно. В процессе занятий. Играя те или иные упражнения, произведения вы всё будете анализировать с позиции слуха. Хотя, конечно, нужно заниматься и им в отдельности. Думаю, курс David Lucas Burge — Relative Pitch будет не лишним.
GuitarLine.ru: Денис, спасибо за ответы. Надеюсь они многим читателям смогут помочь и откроют творчество нового интересного музыканта.
Хочется тебе пожелать дальнейших успехов в творчестве и интересной работе музыканта и преподавателя.