Часто так бывает, и не только у новичков, что не получается взять какой-либо аккорд. То есть, обычно, нужные пальцы в нужное место поставить получается (иногда с помощью правой руки :) ), а вот чтобы это сделать в процессе исполнения, т.е. в связке с другими аккордами — никак. То не получается поставить их быстро в нужное место, то какой-нибудь палец попадает мимо. И что с этим делать не ясно. Вот два упражнения, которым меня научил мой самый первый преподаватель и которые меня спасают в таких случаях.
Обычно причина вашей неудачи кроется либо в недостаточной развитости руки (не хватает либо силы, либо гибкости или растяжки) — тогда сложно даже просто поставить аккорд, либо в неразвитости «мышечной памяти» — т.е. рука еще не запомнила новое для неё движение. И то и другое поправимо.
1. Первое упражнение помогает руке «запомнить» местоположение пальцев. Если просто поставить пальцы на гриф, зажав аккорд, и держать их таким образом, то ничего путного не выйдет – рука не запомнит позицию, только лишнее напряжение для пальцев. Мышечная память лучше запоминает движение, а не статичную позу. Да и динамические нагрузки лучше развивают мышцы и связки. Поэтому надо заставить пальцы двигаться.
Вот что надо сделать — вы ставите пальцы в нужное место, проверяете — все ли нужные струны звучат, а ненужные молчат, затем по очереди каждый палец левой руки немного приподнимаете над струной, а затем снова прижимаете. При этом остальные пальцы должны оставаться на своих местах, продолжая зажимать аккорд. И так пару-тройку раз — отпустили, прижали, опустили, прижали. Это нужно сделать каждым пальцем.
Можно сделать несколько повторений подряд. Следите за остальными пальцами, чтобы они не «убегали» со своего поста. Периодически проверяйте правильно ли звучит аккорд. Старайтесь максимально расслабить руку — тогда она будет меньше уставать. Как только чувствуете усталость — лучше прекратить занятия.
Такое упражнение помогает пальцам «нащупать» более удобную позицию, поэтому не стремитесь возвращать палец в исходную позицию, его можно чуть-чуть смещать, но так чтобы это не влияло на качество аккорда. Можно менять амплитуду движения пальца вверх-вниз и частоту его движения — это улучшает ваш контроль над пальцами и их независимость. Наблюдайте за рукой и старайтесь фиксировать в сознании, положения пальцев наиболее удобные для руки.
Когда ваши руки запомнили аккорд, переходите к следующему упражнению. Выяснить это тоже просто — поставьте аккорд, затем снимите все пальцы сразу, оторвав их от струн, и снова поставьте на исходное место — если пальцы встали как надо — все отлично и можно переходить к следующему упражнению. Если что-то где-то не так, то надо еще поупражняться.
2. Как правило, умение поставить аккорд недостаточно, важно уметь взять этот аккорд в контексте всего произведения. Это тоже может вызывать сложности. Второе упражнение позволит отработать связку двух аккордов.
Для этого нужно взять два аккорда — тот который у нас не получается и предыдущий ему, и начинаете их играть по кругу. Сначала извлекаете первый аккорд, затем второй, снова первый и снова второй и так далее. Старайтесь это делать ритмично, под счет, чтобы рука привыкала не просто так ставить аккорд, а ставить его в определенный момент. Если не получается быстро — замедляете счет. Извлекать аккорд можно просто одним ударом правой руки или щипком, чтобы обозначить звучание струн, можно и так, как это требует изучаемое произведение.
Иногда произведение позволяет ставить аккорд не сразу весь, а по частям. Тогда ставьте пальцы в этом порядке — это должно упростить вам жизнь.
Еще можно сначала научиться ставить «якорь» — палец, который ставится первым, на который потом ориентируются остальные пальцы. Тогда нужно играть по кругу предыдущий аккорд, а потом только «якорь». Потом к якорю добавляются остальные пальцы.
Обычно после этих двух упражнений сложные аккорды для меня становятся простыми и все проблемы решаются.