Многие музыканты начинали свое обучение импровизации с изучения пентатоники, потому что это самая простая гамма, которая к тому же довольно часто использовалась в народной музыке и поэтому легко воспринимается на слух. Кроме того, это первая гамма, которая приходит на ум, когда речь заходит об игре поверх блюзовых или рок-н-ролльных последовательностей.
Для того чтобы обыграть какую-либо аккордовую последовательность существует два способа: играть ноты гаммы поверх всей последовательности или обыгрывать каждый аккорд по отдельности.
Понятно, что в первом случае нужно чтобы как можно больше аккордов можно было обыграть одной гаммой, это сократит время на раздумья на первых порах.
То есть работа будет по следующей последовательности шагов:
- определить аккордовый состав последовательности (тут пригодиться работа над песнями)
- по составу аккордов выяснить какой гаммой все это можно обыграть
- profit
Но если вы захотите обыграть эту последовательность с помощью пентатоники, вам не потребуется определять что за гаммой можно обыграть все эти аккорды, достаточно узнать тональный центр(а соответственно мажор или минор звучит) и использовать одноименную пентатонику.
Пентатоника может звучать поверх любых ладовых последовательностей основанных на мажорной гамме. Например, у нас есть последовательность в С мажоре. В зависимости от остальных аккордов мы можем использовать С ионийский, С лидийский и С миксолидийский(лады построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы соответственно). Каждый из этих ладов лишь незначительно отличается друг от друга.
Как видно из схемы, от пентатоники каждый из этих ладов отличается лишь двумя нотами. То есть пентатонику можно использовать для обыгрывания любой из последовательностей основанной на ионийском, лидийском и миксолидийском ладах.
То же самое касается и минорных ладовых последовательностей:
Как видно из схем, в пентатонике отсутствуют интервалы, которые придают непосредственно ладовую окраску, за исключением терции, определяющей мажор/минор. То есть если в последовательности аккордов сменился лад, но при этом не изменился аккорд тоники, можно использовать пентатонику, не использую два различных лада. Подобными приемами довольно часто пользуются музыканты, играющие во всех стилях. Кстати, не только гитаристы, как сказал Marcus Miller:
«Miles Davis научил меня играть пентатонику поверх чего угодно!».
Теперь смысл этой фразы должен быть вам понятен.