Итак, на днях Fender объявили, что у компании в скором времени планируется знаменательное событие — IPO. Иностранные онлайн издания поголовно окрестили эту новость как — Fender Aims To Rock Wall Street.
Чем это грозит гитаристам?
Давайте для начала поймем что же это за зверь такой IPO.
Буквально IPO переводиться как первоначальное публичное размещение, и к этому механизму привлечения денег компании прибегают в основном на пике своей оценочной стоимости, чтобы продаться в буквальном смысле слова подороже.
Перед процедурой IPO выбирается какая-нибудь именитая консалтинговая или инвестиционная компания, которая помогает провести первоначальную оценку актива, эта процедура подготовки называется Due Diligence. Молодые консультанты в дорогих костюмах слетаются как мухи на г..но и начинают оценивать работу компании. Так как в музыкальной индустрии таких гигантов как Fender раз два и обчелся, выбор компании для оценки скорее всего проводился по стандартному критерию — громче имя, меньше цена, все равно опытных товарищей найти сложно, хотя может в США и другие правила карьерного роста г..на внутри корпоративных коридоров. В случае Fender им помогает JP Morgan, контора крупная, а значит скорее всего нагоняли стажеров, прикрываясь громким именем.
На сайте SEC появилась заявка на IPO Fender, кому интересно могут почитать.
Компания планирует привлечь до $200 млн. в результате IPO.
Кругленькая сумма, не так ли?
И как она улучшит наши еще не купленные супер новые старые Fender?
Непонятно как Fender можно оценить дороже или дешевле, компания является одной из двух фирм, классические гитары которой будут продаваться всегда, ну или по крайней мере в ближайшие 10-20 лет точно. То есть это в прямом смысле компания, которая продает мечту, а значит стоить она может от 0 и до бесконечности, на сколько у вас сумасшедшие мечты. Вариант оценки все же есть, просто штудировать финансовую отчетность и присвоить какие-то весовые коэффициенты оценочной стоимости самого бренда и лояльного сообщества фанатов.
Что же заставляет владельцев идти на продажу? Ответов скорее всего несколько, начиная от проигрывания конкуренции с японскими марками на фоне растущих рынков Азии, заканчивая просто попыткой зафиксировать прибыль от купленного по дешевке когда-то актива.
Давайте начнем с Азии.
Рост рынков Китая, Индии и Индонезии подтолкнул эти страны ближе к западной культуре, а соответственно к современной гитарной музыке. Вместе взятые они составляют треть населения Земли, понятно что такой кусок рынка с одной стороны для производителя музыкальных инструментов сложно упустить, с другой стороны доход местного населения там невелик, поэтому фокус компании будет смещаться в сторону более дешевых моделей гитар.
Теперь о прибыли.
Напомню, что Fender за свою историю уже как-то менял владельцев, после чего было множество недовольных покупателей, и теперь гитары времен CBS Corp. вспоминаются как страшный сон. Сейчас основными владельцами Fender выступают сразу несколько компаний частный фонд Weston Presido Capital, который владеет 42,9% акций компании и две японские Yamano Music Co с 14% и Kanda Shokai Corp. с 13%. Соответственно за неимением единого владельца, менеджмент скорее всего назначаемый советом директоров, который может состоять отнюдь не из любителей гитары.
Рабочая сила в США и Мексике дорожает, так же как и в Японии, с низкой себестоимостью производимых гитар остается только подразделение Squier, которое разместило свои заводы в Азии. Но инструменты Squier не на столько выгодны, выручка с одного инструмента явно меньше чем с продажи USA моделей. Поэтому надо брать массовостью, значит идти напролом на рынки Азии.
При этом приобщаться к «прекрасному» народ все же пытается с инструментами Fender, а Squier это как бы для студентов. Ну чтож, значит всего лишь нужно оставить фабрики в Азии и переклеивать шильдик…
Идея инвесторам точно должна понравиться, дивидендный доход же попрет…
Но вернемся к IPO, инвесторы же еще ничего не купили. Под управлением нынешних владельцев Fender дошли до состояния, когда суммарный объем долга компании оценивается в $ 260 млн. Половина от денег, полученных в рамках IPO пойдет на его погашение. Если смотреть на отчет в SEC и принимать во внимание огромную армию поклонников гитар компании и стоимость самого бренда, скорее всего с Fender не случится каких-то крупных потрясений, но после смены владельцев точно грядет и смена менеджмента. И вот тут-то растущие рынки Азии могут сыграть свою роль и аппетиты менеджмента в погоне за бонусами доведут Fender до ранга ширпотреба типа Zombie или Phil Pro. Если не поняли почему, вернитесь на пару абзацев выше.
Погоня за прибылью может сподвигнуть компанию окончательно понизить планку для основной марки гитар Fender и выпускать ширпотреб под этим брендем. Практика японских производителей показывает, что есть возможность выпускать разные инструменты для внутреннего рынка и на экспорт, но если для Японии были попытки делать более качественные гитары, что прямо било по цене, то в случае со странами АСЕАН и Китаем во главе, вполне возможен обратный вариант. А в современной мире, где нет проблем в пару кликов купить инструмент из другой страны, молва о том, что Fender «опять уже не тот» разнесется довольно быстро.
В общем, хороший у Crass был заголовок новости — «Купи себе немножко легенды», но поразмыслив, кажется, что ничего хорошего для любителей Fender уже не будет. Хотя время покажет, в любом случае подразделение Custom Shop и заводы в Америке пока никуда не делись.
Давайте скрестим пальцы, чтобы догадки оказались лишь догадками)))
А вы что думаете?