Перейти к содержимому →

Как научиться играть на гитаре на слух

Интервью любого из известных гитаристов пестрит историями о их занятиях в юношестве. Там всегда найдется место музыке других гитаристов, которую они снимали. Некоторые, например Frank Gambale, так вообще на этом акцентируют внимание, и предлагают снимать не только гитарные партии, но и партии других инструментов. Звучит это все довольно интересно, но с чего начать свое обучение игре на гитаре на слух?

Начать нужно с освоения какой-либо DAW на PC или MAC. Практически любая  DAW имеет две самые важные функции, которые вам помогут снимать музыку других гитаристов: замедление и петля (loop, иногда можно услышать про заLOOPливание).

Прежде чем садиться за съем композиций, вам все же потребуется обзавестись какими-то познаниями в теории и практике, нужно выучить хотя бы базовые аккорды и гаммы, они помогут вам ускорить процесс съема. После такого небольшого ликбеза, возможно, некоторые песни вам не придется и замедлять, достаточно будет несколько раз прослушать интересующую часть. Но в любом случае, очень важно осовоить эту технологию.

Кроме DAW возможность замедления есть так же у некоторых плееров, бесплатных и не очень. Например, есть плагин для WinAmp, который позволяет замедлять композиции без потери высоты тона, так же есть плагины для установки LOOP.

Замедляя музыку, вы будете разучивать партии нота за нотой, это довольно нудный процесс, если постоянно не делать остановки с отработкой исполнения песни целиком до конца изученной части.

Вы не раз будете задаваться вопросом — а почему бы просто не купить себе книжку с табулатурами и не разучить все в оригинальном виде. Мне постоянно «везет» с песнями, которые я хочу снять, это либо новинка, на которую еще не выпущены ноты, либо это не очень известный fusion на который табулатуру просто не найти. Сначала такое положение вещей напрягает, но затем процесс съема становиться частью занятий и уже сложно заставить себя разбираться в нотных закорючках.

В любом деле постоянно требуется организация, так и в процессе съема музыки других гитаристов. Чтобы имелась какая-то система, постарайтесь обсудить со своим преподавателем список песен, которые вы должны и можете самостоятельно снять. По этому списку отсортируйте песни по нарастающей сложности и прикиньте приблизительное количество времени на них. Сначала это будет просто грубая прикидка, но постепенно вы сможете достаточно точно распознавать сколько времени нужно на какую песню.

По каждой песне списка отрабатывайте до момента, пока она не будет полностью снята и вы сможете ее играть вместе с записью от начала и до конца(ну или просто интересующую вас часть). После того как песня снята, запишите то как вы ее исполняете на аудио, просто под метроном и вместе с оригиналом. После этого запишите аккордовую последовательность и какие-то заметки относительно исполнения.

Почему важно вести о снятых песнях некий лог? Потому что через год или два вы просто забудете что за песни вы знаете. Блокнот или тетрадь со списком песен будет держать вас в тонусе, а в случае если вы забудете как играть саму песню, вы всегда сможете послушать ее снова и прочитать свои заметки (тональность, темп, аккорды, риффы).

Итак, вот краткий перечень необходимых действий, которые помогут вам учиться играть на гитаре на слух

  1. освоить DAW в части замедления и выставления LOOP
  2. составить список песен
  3. завести тетрадь куда вы будете записывать свои результаты работы
  4. заниматься

  • Костя

    Функция замедления есть в обычном ВиндовзМедиаПлеере. И можно ничего не изучать. Кроме того, вместо блокнота удобнее записывать снимаемые партии в GuitarPro

    • О преимущества блокнота куда следует писать практически все, или в моем случае Evernote я уже рассказывал — http://guitarline.ru/2010/04/14/zanimajtes-kazh…Вряд ли потребуется много ума чтобы прочитать записанную партию типа:II V IилиAm7 D7 Cmaj7или просто надпись: «восходящая секвенция в Em от A на 4 струне»Этого вполне хватит для того, чтобы разобрать песню.Если вам удобно — продолжайте использовать GuitarPro, вот только, снимая вещи типа Frank Gambale — Major Fascination или Shawn Lane — Get You Back проще будет не записывать каждую нотку, а стараться понять что именно звучит и записать себе заметки на будущее. Не думайте, что через год вам потребуется подробная табулатура песни, вам достаточно будет знать тональность и позицию, все остальное достаточно быстро всплывет в памяти.Записывать подробные партии стоит если вы будете приторговывать табулатурами, но это вряд ли в нашей стране возможно.Поэтому я и не предлагаю тратить свое время на избыточные записи в GuitarPro.А вот последующий съем партий других инструментов удобнее проводить как раз в DAW где можно определить темп и снимать каждый такт буквально по кусочкам, это удобнее чем для воспроизведения использовать один плеер, а писать результат в другое окошко GuitarPro.Хотя у всех свои привычки, и если неохота учиться работать в DAW — это ваше право.

  • MasterOfPuppets

    А я просто выбираю более-менее медленные композиции, где без замедления можно снять партию. Обычно снимаю только соло, чтобы тренировать разные приемы игры. Создал папку в компе и просто кидаю туда песни, которые подобрал уже.

    • Тоже сохранял песни для сниманий в отдельной папке, потом появлялась еще одна папка с песнями кавер-группы, затем еще и еще.
      В один прекрасный день они слишком разрослись и оставил только списки песен. Сейчас очень удобно вести такие списки с заметками в Evernote.
      Кроме того растет и папка transcribe с проектами в сонаре, в которой свалены заготовки или полностью снятые песни со всеми инструментами.

  • Guest

    Для заLoopливания и замедления/ускорения
    изучать Cubase(DAW) и иже с ними?…
    Ну Вы, батенька, оригинал.

    • Прочитайте внимательнее, кроме DAW я пишу и о WinAMP и прочие полезные программки имеются, в том числе небезызвестного Армена, о которых я уже не раз писал.
      Здесь я предлагаю свой подход, если он как-то не стыкуется с вашим, опишите свой.
      К тому же знание DAW никогда не помешает.
      Начиная снимать в проекте DAW можно быстро переключиться на съем остальных инструментов, после чего их партии удобно быстренько заколотить в миди.
      Повторюсь, это мой подход, если он в чем-то не устраивает — буду рад услышать подробнее о вашем.

  • А я использую для снятия Transcribe.Маленькая и легкая программа.
    http://www.jablog.ru/archives/1008