Перейти к содержимому →

О том как полезно «снимать»

При обучении игре на гитаре, многие сталкиваются с выбором, стоит ли снимать композиции других музыкантов или все же лучше изобретать велосипед самому.

Если подобный вопрос задать музыканту, получающему классическое образование в консерватории, он просто рассмеется от глупости постановки вопроса.

Итак, почему возникает подобный вопрос? Мнение о том что «снимать» чужую музыку вредно обычно высказывают музыканты, которые только-только начали играть, и у них появились определенные успехи в процессе. Они переполнены гордостью за свои способности. Украдкой появляется мысль — «а ведь я хорош!». И если в это время рядом не появиться кто-то, кто вернет мечтателя на землю, эта мысль закрепиться в мозгу новоявленного гитарного героя и очередной диванный гитарист начнет проповедовать самобытное учение.

Jason Becker в одном из своих интервью говорил, что часто играл перед родственниками в доме этюды на гитаре, и единственный человек, которому его исполнение никогда не нравилось — был его родной отец. Он постоянно критиковал игру молодого гитариста не оставляя на фундаменте самомнения камня на камня. В итоге, мир увидел гитарного гения, который начиная с 16 лет потрясал мир своей виртуозной техникой. Впоследствии, еще до того как ALS сломил здоровье гитариста, он говорил, что если бы не отец, из его увлечения музыкой ничего толкового бы не вышло.

Те самые этюды, которые играл Jason и кавер песни с которыми он начинал выступать в группах и есть работа над музыкой других исполнителей. Она помогает понять взаимосвязи теоритических основ с их практическим применением в современной музыке.

Виртуоз фьюжн Greg Howe в общении с фанатами в twitter летом этого года в очередной раз подтвердил пользу «съема»:

Q: Как много вы снимали в прошлом? Становился ли снятый материал какой-то частью вашего стиля?
Greg Howe: вообще  в этом и заключались мои занятия в прошлом, я просто копировал соло любимых исполнителей.

Итак, основа любого обучения — компетентная критика, движение вперед и анализ существующих работ( иными словами «съем» копмозиций других музыкантов). Не стоит рассматривать этот процесс как простое копирование чужой музыки, скорее это обучение чужим идеям и находкам.

Для примера возьмер архитектора или проектировщика, чтобы выполнить чертеж, ему необходимо обладать определенными навыками, наприпер, нужно уметь строить проекции. Но что если проектировщик решит что он умнее всех и не захочет выучить азы своего ремесла, основанные на практиках лучших представителей науки и профессии. Правильно, такой проектировщик не сможет работать в современном мире. То есть чтобы начать творить ему требуется обладать какими-то базовыми навыками.

Так и в музыке. Прежде чем начать говорить на языке музыки, требуется выучить основные фразы и обороты. А тут наилучшим подспорьем могут послужить примеры песен других музыкантов. Обратите внимание на джазовых музыкантов, многие гитаристы годами играют одни и те же джазовые стандарты, но каждый раз в теме и импровизации находиться какая-то новая мысль или идея.

Читая автобиографию Miles Davis довольно часто встречаются истории как Miles в молодости боготворил Dizzy и Птицу и пытался копировать их игру. Никто не может назвать Miles Davis плагиатором. Он копировал идеи музыкантов и развивал их дальше. Довольно схоже с фундаментальными науками, все что не успело развить это поколение ученых — разовьет следующее. Так и здесь.

Те, кто придет после нас — будет лучше нас. И чтобы стать лучше требуется учиться, учиться на реальных примерах.

Продолжение…