Перейти к содержимому →

Как сделать свои занятия на гитаре более продуктивными

Наш первый пост из серии «Первые шаги» я хотел бы посвятить тому как сделать свои занятия более продуктивными. Мой, пусть и не слишком большой опыт, позволяет мне выделить несколько принципов, делающих мои занятия более продуктивными. Конечно же никто  не идеален и сам не всегда могу соблюсти все принципы, но я заметил, что достигаю больших результатов и удовольствия от занятий, если:

  1. занимаюсь регулярно;
  2. планирую свои занятия;
  3. гитара максимально доступна;
  4. настраиваю гитару перед занятием;
  5. максимально сконцентрирован на занятии;
  6. разминаюсь в начале занятий;
  7. вовремя вспоминаю об отдыхе;

Теперь немного по каждому пункту.

Занимайтесь регулярно

Об этом говорят все преподаватели и все самоучители, и я подтверждаю этот факт — регулярность занятий важнее их количества. Вы добьетесь большего занимаясь по 15 минут ежедневно, нежели вы будете заниматься 2 часа раз в неделю. А все потому, что как только вы закончили заниматься, вы начинаете забывать. Руки забывают движения и позиции, голова забывает ноты, фразы, их звучание и т.д. Особенно это чувствуется в самом начале, когда мышечная память еще только развивается — она более забывчивая. Если у меня совсем нет времени, я обычно выбираю небольшой кусочек или движение, которые для меня более важны на данном этапе и проигрываю его несколько раз, хотя бы с той целью, чтобы не забыть как это делается.

Планируйте свои занятия

Я взял этот принцип из организации своей профессиональной деятельности, потому, что там он работает на все сто. В обучении тоже есть свой результат. Основная идея здесь такая — прежде чем что-то начать делать, нужно четко понимать, что ты хочешь получить в итоге, понять какие ресурсы у тебя для этого есть, и достаточно ли их для получения требуемого результата. Потом делается план последовательных шагов, которые нам потребуются для достижения цели. Остается только начать выполнять эти шаги. Попробуйте — у меня работает.

Гитара максимально доступна

В идеале, я стремлюсь к тому чтобы как только у меня возникает желание и возможность начать занятия — я тут-же сажусь и занимаюсь. Без всякой подготовительной рутины. С этой точки зрения акустическая гитара выгодно отличается от электрогитары, которую обязательно нужно к чему-то подключить. Есть люди испытывающие эстетическое удовольствие от распутывания шнуров и подключения разнообразного добра, предварительно извлеченного из коробочек и чехольчиков — у меня это лишь отнимает время и вызывает раздражение. Поэтому я держу электрогитару подключенной — нажал кнопку, воткнул джек и вперед! То-же касается необходимых для занятий вещей, тюнер, метроном, каподастр, ноты, минусовки, записи с занятий и т.п. — все должно быть готовым, под рукой, в максимальной доступности.

Настраивайте гитару перед каждым занятием

Кажется очевидным, что играть на расстроенной гитаре бессмысленно. Но многие позволяют себе настраивать гитару раз в месяц, считая, что за это время гитара сохранит строй (или не слишком сильно его исказит). На самом деле это не так. Занимаясь на чуть-чуть расстроенной гитаре вы постепенно привыкаете к этому нестроению и искажаете свой слух. И после каждого занятия это нестроение усиливается. Особенно это важно для начинающих гитаристов, особенно с теми у кого со слухом проблема (отсутсвие слуха миф — его как и мышцы можно натренировать).

Поэтому я проверяю строй гитары перед каждым занятием, а если занимаюсь долго, то и несколько раз в течение занятия (особенно если приходится делать много бендов). Сперва у меня это занимало большую часть времени отведенного на занятие, но постепенно навык настройки гитары довелся до автоматизма и перестал требовать много времени.

Максимально концентрируйтесь на занятии

Мне в этом очень помогает второй принцип — планирование. Когда берусь за гитару, я точно представляю себе, чего хочу добиться за это занятие. Но есть и еще один момент — ничего не должно отвлекать от процесса. У меня главные отвлекающие факторы это жена и интернет (поэтому перед занятиями я сажаю жену за интернет), у кого-то это может быть телефон или что-то еще. Я стараюсь исключить любые вторжения в процесс занятия. Также я убираю любой фон — заниматься при включенном телевизоре или радио это просто безумие. С мысленным фоном тоже что-то надо делать — если во время упражнения голова занята проблемами на работе/учебе/личной жизни, то эффект от этого упражнения, обычно нулевой.

Разминайтесь в начале занятий

Игра на гитаре — это тяжелый физический труд. По крайней мере для кистей рук это точно. Поэтому если нет желания на своем опыте ощутить всю «прелесть» туннельного синдрома — начнинайте свои занятия с разминки. Даже если вы не занимаетесь скоростной техникой или растяжкой, или другими элементами техники, связанными с большими нагрузками, попробуйте немного разогреть руки — и сложные места, которые раньше не удавались пойдут легче.

При этом совсем не обязательно делать для этого какие-то специфические упражнения. Я, например, начинаю занятия с проигрывания уже разученных вещей, этюдов или упражнения, от простых к сложным, практически в той последовательности в которой я их изучил в колледже. Это позволяет мне не только разогревать руки, но и не забывать пройденное, а значит поддерживать в рабочем виде репертуар. Чтобы разминка не сильно отвлекала от нового материала, я стараюсь, чтобы она занимала не больше 15-20% от времени отведенного на занятие.

Вовремя вспоминайте об отдыхе

Чем интенсивнее становятся ваши занятия, тем сильнее вы устаете. Причем, усталость наступает не только мышечная, но и умственная — снижается внимательность, ухудшается память. Поэтому нужно отдыхать. Особенно, если занятие занимает много времени подряд. Обычно я делаю так. Если занятие длится меньше часа, то перерывов мне не требуется, если больше часа, то я обычно разбиваю занятие на части, так чтобы каждая часть была не больше 40-45 минут, а между частями был перерыв минут в 10-15. Но есть нюанс, если упражнения дают нагрузку на руки – я прекращаю их делать, как только чувствую малейшую усталость. Возвращаюсь к упражнениям спустя 20-30 минут. Если чувствую, что при втором подходе руки снова быстро устают, я откладываю его на следующий день (или на вечер, если занимаюсь утром).

Важно помнить, что «лучший отдых – это смена деятельности». Поэтому иногда хорошо спланированное занятие не требует особых перерывов. Например после тяжелых упражнений на технику, где в основном задействованы руки, а голова отдыхает, можно взяться за еще не разобранные ноты и, например, прохлопать их – тут руки отдыхают, а работает голова и т.д.

Такие вот семь принципов, которые позволяют мне делать свои занятия продуктивными. Хотелось бы услышать как вы организуете свои занятия, что вам помогает двигаться быстрее.