Перейти к содержимому →

Восприятие ритма и пара практических советов как сделать вашу игру более «ровной»

Как только начинающий гитарист берется за гитару и начинает работать над техникой под руководством преподавателя или просто записывает свою игру и критически анализирует ее, встает вопрос — как играть ровно.

Да и что это вообще — ровная игра.

Чтобы понять это нужно начать с составляющих ровной игры.

Восприятие ритма.

Конечно когда речь о ровности идет на форумах, многие вспоминают стандартную для нашего телевидения историю, концерт «популярного исполнителя» в ГЦКЗ Россия, где несколько тысяч человек хлопают в такт первой и третьей(сильным) доли такта. На первый взгляд кажется что публика хлопает ровно, что же цепляться к этой истории.

Чтобы это понять, включите концерт любого джазового, фанк или соул исполнителя Англии или США. 99,9% что вы услышите те же хлопки, только они идут на вторую и четвертую долю такта. Та же история в современной поп-музыке.

Совсем небольшая разница на первый взгляд, но просто попробуйте включить метроном, который будет считать ровными четвертями и попробуйте пощелкать пальцами сначала на первую и третью доли, а затем на вторую и четвертую.

Это та самая «синкопа» о которой говорили герои фильма «Мы из джаза», не в прямом смысле конечно. Просто способности воспринимать слабые доли у каждого человека различны. Кому-то не составит труда уловить каждую четверть и восьмую ноту, не важно где они расположены, а для кого-то все что дальше первой и третьей ноты — уже идет с трудом.

И вот тут мы приходим к культуре восприятия музыки, наша народная музыка не содержит в массе своей синкопы и какие-то опоры ритма на слабые доли, западная же напротив, во многом только на слабых долях и держится(для примера послушайте госпелы, где для поддержания счета весь хор считает только вторую и четвертую доли такта щелчками пальцев).

Этот простой пример на удивление легко «открывает глаза» многим начинающим гитаристам, а дальше уже вопрос вкуса и увлеченности.

Практика ритмичной игры

После того как вы уже не испытываете проблем с восприятием, следующей проблемой для вас должна стать техника, если нет, то могли бы и вообще не читать статью).

Есть множество гитарных техник, используя которые вы можете испытать проблемы с ритмом, и всегда есть только один способ решить эти проблемы — практика. Причем не просто практика, а практика под метроном. Возьмите за правило — занятие и разминки только с метрономом.

О том как отрабатывать ритмические рисунки мы уже рассуждали некоторое время назад. Хочется лишь добавить, что чтобы начать ровно играть нужно не просто концентрироваться на игре чесом шестнадцатыми нотами, а все остальное играть абы как, вам нужно все играть с метрономом. Восприятие ритма не меняется от того что вы с переменного штриха переходите на свип и обратно, хотя это только в идеале, на самом деле, конечно, все мы люди и разница будет. Ваша задача свести эту разницу к минимуму и получить над ней полный контроль.

Чтобы ощутить в полной мере работу с ритмом используйте записи любимых исполнителей. Например, мне очень нравится то движение которое есть в песне CAB -One for Stern(на видео играет Virgil Donati, он не так хорош как Dennis Chambers на записи, поэтому поищите оригинал, альбом называется CAB), с ним всегда приятно играть вместе, причем очень интересно в конкретно этой песне поработать над риффом и сольными вставками.

Так же помните, что лучший способ научиться делать что-то — делать с самого начала все правильно, чтобы не нужно было переучиваться. Поэтому просто возьмите метроном и начните свое правильное занятие…

Если есть еще вопросы — добро пожаловать в комментарии.