Привет всем!
Хотелось давно написать статью о таком интересном, если можно так выразиться, явлении как гитарист-эффекционист (он же gitarrus pidalimus, по нашему гитарист педальный). Думаю многие из гитаристов, рано или поздно накапливают определенное количество педалей эффектов, преампов, процессоров и других примочек. При этом, по моему личному опыту, большинство гитаристов применяют эти устройства совершенно неадекватным образом. Сразу отпишу, что я совершенно спокойно отношусь к желанию людей звучать оригинально за счет покупки нескольких десятков педалей (преампов, процессоров), ведь им, возможно, сам процесс покупки и исследования педалей доставляет дополнительное удовольствие, поэтому если есть средства и время — почему бы и нет?
Однако я хотел бы написать пару слов об уместности использования этих педалей, на примере нескольких случаев, которые встречались лично мне. Некоторые из этих ошибок (да ладно уж, большинство) совершал я сам, некоторые — делали другие гитаристы, возможно, вы тоже припомните пару подобных случаев в своей гитарной практике (вы или ваши знакомые гитаристы могли совершать эти ошибки в прошлом или же совершаете до сих пор, если не совершаете — все равно думаю информация пригодится на будущее дабы избежать лишних сложностей при попадании вам в руки какого-нибудь интересного устройства а-ля Гиперболический-Овердрайвер-в-вакууме-4000).
Случай 1.
Гитарист получает в руки прибор с волшебной надписью Reverb. По нашему — ревербератор. Ревербератор — прибор, грубо говоря, помещающий звук вашей гитары в некое пространство и добавляющий отзвука этого самого пространства, так что создается впечатление объемного звука откуда-то издалека и в каком-то очень большом (хотя и не всегда) месте, типа стадиона или какого-нибудь огромного бункера. Настройки у этих приборов бывают самые разные, в основном для гитарных эффектов ревера — количество собственно этого самого отзвука , время этого отзвука, время ранних отражений (часто помечается как early level или E. Level), которое чем больше, тем сильнее чувствуется помещение, откуда как бы звучит гитара, ну и так далее. Что делает наш счастливый обладатель прибора реверб — чаще всего он просто выкручивает на полную ручку уровня эффкета, ну или в лучшем случае наполовину, и считает, что эффект работает как надо, и его больше трогать не надо. Тогда как он мог бы сделать хотя бы самые простейшие операции, чтобы использовать этот эффект более уместным и интересным образом.
Самое простое — использовать реверб не все время, а в определенных моментах композиции, чтобы придать ей драматичности, причем сделать это можно по-разному. Например, играет он метал композицию с тяжелыми рифами в быстром темпе — большое количество ревера здесь будет 99% ни к месту, так как скорее всего снизит читаемость, но при этом сам эффект будет мало заметен из-за все того же быстрого темпа и плотности гитарной партии (а в тяжелых рифах это, как мы знаем, часто бывает). А вот когда подойдет время для соло в этой самой композиции, когда не будет уже никаких квинт 16-ыми и прочих интервалов в большом темпе, вот тут самое время будет включить реверб, и большая разница в звуке между соло и остальной песней подсознательно заставит слушателя обратить внимание на соло.
Опять же, обратный случай — играет музыкант какую-нибудь трагичесткую рок балладу, извлекая какие нибудь хитрые септаккорды, тянущиеся четвертями или восьмыми нотами — отличное место, чтобы добавить немного воздушности в виде эффекта реверберации. А на соло как раз-таки наоборот можно эту реверберацию отключить, чтобы добавить сухой, несколько драматичный и напряженный по сравнению с остальной воздушной песней звук. Казалось бы, абсолютно банальные советы — однако, будучи новичком, я очень часто совершал данные ошибки использования эффектов, и до сих пор слышу большое количество исполнителей и записей с подобными косяками.
Случай 2.
Гитарист Вася играет аккордами какой-нибудь гранж с небольшим кранчем (овердрайвом) и никак не может добиться нужной громкости, сочетая аккорды с отдельными нотами — то ноты звучат тихо, а аккорды слишком громко, а если играть ноты громко, то не успевает гитарист Вася вовремя перестроиться с нот на аккорды, вобщем, никак не получается то, что нужно. И тут гитарист Вася узнает, что гитарист Иннокентий имеет хитрый прибор, который как бы сглаживает разницу в громкости между отдельными нотами и аккордами, и вообще между двумя любыми звуками гитары. Гитарист Вася бежит в магазин и покупает этот волшебный прибор.
Прибор, как вы уже догадались, называется компрессор. Как же настраивает этот самый компрессор гитарист Вася? Конечно же гитарист Вася считает, что чем громче звучит его гитара — тем лучше, была бы его воля — на всех концертах звук его гитары в четыре раза бы превышал звуки всех остальных инструментов, поэтому он выкручивает ручку ratio (иногда — level или drive) компрессора на полную, туда же выкручивает ручку (если есть) сустейна и наслаждается тем, как здорово он звучит, играя какие нибудь арпеджио — отдельные ноты теперь такие же громкие, как аккорды! Легато звучит, наконец, полным звуком! Благодаря компрессору проблема неравномерного по громкости звучания решена раз и навсегда! Конечно, не решать же её своими руками.
При этом гитарист Вася мало того что не понимает, что звучит он теперь совершенно плоско и какая-либо динамика в звуке его гитары отсутствует полностью. Он, как правило, больше не трогает компрессор и использует такие экстремальные настройки для любой композиции, причем даже при игре перегруженным звуком. Может то, что я дальше напишу, будет весьма субъективно, однако, основываясь на собственном опыте, я не вижу причин (за редким исключением), использовать компрессор при игре на перегрузе. Перегруз и так уже дает определенную степень компрессии, и одна из важных особенностей игры перегрузом — сочетание приглушенного и открытого звука, за счет этого и создается то самое движение при игре риффов и даже некоторых пассажей. Зачастую довод гитаристов, выкручивающих компрессию на максимум, такой: — Смотри, мол, как я качево и плотно звучу! Хотя, ясно как белый день, что а) звук этот начисто лишен все того же пресловутого движения и динамики, и б) звук как минимум такой же, а как правило, намного лучше, можно получить, правильно извлекая ноты из инструмента.
Конечно, над этим нужно гораздо сложнее и дольше работать — проще врубить компрессор и считать, что проблема решена. Согласен, для каких-нибудь арпеджио на чистом звуке, сочетая легато и арпеджио, либо в партиях, где необходимо, возможно, чуть продлить сустейн, небольшая компрессия часто бывает очень к месту. Однако именно небольшая! Это, как правило, даже меньше половины от максимального уровня, поскольку и для чистого звука — роль и важность динамики никто не отменял.
Случай 3.
Поделюсь своим собственным опытом. Когда я только начинал играть в каких-нибудь группах, да и вообще, только начинал играть и где-нибудь с кем-то репетировать, мне очень нравилось как звучит перегруженная гитара. Думаю, тут я не одинок)) Побольше, знаете ли, мясца, побольше всяких искажений — иначе звук будет не такой, как надо. Естественно, что такие настройки усилителя требуют просто нечеловеческого контроля звука в том, что касается глушения и звукоизвлечения. Само собой, звучал я при этом на перегрузе просто отвратительно. И вот однажды, на одной из репетиций, где с одной из групп мы играли тогда помнится что-то вроде классик или хард рока, мне достался какой-то древний «ноунейм кастомшоп» усилитель, без логотипа и, судя по виду, собранный, возможно, еще в советские времена)) На высоких значениях перегруза он свистел, кашлял, и звучал просто отвратительно. Я вынужденно поставил небольшой перегруз и всю репетицию отыграл с чувством глубокого уныния и разочарования (думаю, все сталкивались иногда с такими моментами, особенно если играли на концертных аппаратах, качество которых у нас в клубах всегда оставляло желать лучшего).
Однако, после репетиции все участники группы сказали что я стал играть намного чище и четче, и разборчивость возросла на порядок. Вывод: перегруз должен быть установлен ровно настолько, насколько ваша техника позволяет управлять таким звуком. На первом месте должно быть отсутствие шума и грязи и читаемость, и лишь потом уровень эффекта (и это касается не только перегруза). Большинство известных на весь мир гитаристов, что характерно, вовсе не выкручивают гейн канала перегруза на 9-10. Думаю, что это не случайно. Многие из тех профессиональных гитаристов, которых я знаю, не выкручивают ручку гейна больше 7-8 часов (зависит от аппарата конечно). И это, если мы говорим об игре соло, а при игре ритм партий, гейн может быть и того меньше. А агрессия или плотность звука получается за счет правильной постановки и правильной игры руками).
Напоследок хочу заметить, что это лишь верхушка айсберга в том, что касается грамотного использования эффектов. Небольшое замечание по первому случаю — если скажем, вы, или другой гитарист имеете парк из 20 педалей и переключаете по 3-4 (10-15) в течение песни — это вовсе не значит что вы все делаете правильно и уместно эти самые эффекты используете (скорее всего, все строго наоборот)). Приведу один простой пример:
Вы играете ритм партию аккордов в регги композиции. Обычно в регги используется большое количество ревера на голосе, пэдах и соло гитаре. Сыграли вы, допустим, какую-нибудь вступительную мелодию (с красивым большущим ревером) и тут начинаете чесать разными аккордами, когда вступает вокалист. В принципе, если кроме вас и ритм секции никто в этот момент не играет — вполне можно оставить на гитаре небольшой ревер, именно небольшой.
Однако, как вы догадываетесь, очень часто гитарист так и продолжает играть с таким же огромным ревером. Плюс к этому начинает звучать какой-то тянущийся, разреверенный пэд и такой же разреверенный вокал, а потом еще до кучи могут вступить какие-нибудь этнические барабаны с наложенным ревером — в итоге гитара благополучно начинает конфликтовать с этими всеми инструментами, теряется в миксе сама и портит звучание этих инструментов, превращая всю композицию в полную кашу. Это я к тому, что использовать эффекты надо не только в духе — «о, как я круто тут фленжер с wah-wah соединил, пусть здесь будет такой звук, который будет лезть поперек всех инструментов и заполнять собой все, даже несмотря на то, что я играю в этом месте далеко не главную партию».
Надо всегда смотреть, какие эффекты используются в песне на других инструментах, какую роль играет в данном месте ваш инструмент (да-да, сейчас будет большое откровение для гитаристов, может даже меня после этого назовут еретиком, но всё же — гитара реально не всегда играет главную роль в миксе))), сколько пространства есть в общей аранжировке для вас, и чем это пространство заполнить — эффектами, большим количеством нот, или чем-то еще. Если в песне и так уже полно разреверенных инструментов, звучащих одновременно — стоит подумать, нужно ли еще добавлять ревер, чтобы сделать все совсем гулким?
Резюмируя, хочу заметить, что всегда надо просчитывать звучание вашего инструмента в общей картине звучания группы в том или ином месте песни (а для этого обязательно надо знать, хотя бы более-менее, и другие инструменты). И стараться умеренно настраивать эффекты — лучше недокрутить что-то, это будет не так заметно, чем перекрутить и испортить своим звуком добрую часть композиции. На этом всё! Спасибо за внимание, буду рад, если кому-то пригодилась моя писанина.
Rock on!