Перейти к содержимому →

Ответы читателям #3: гитарный процессор за 100$

Сегодня вновь хотел бы вернуться к рубрике ответов на вопросы читателей . Некоторое время назад со мной по почте связался один начинающий гитарист. Проблема, которая его волновала, актуальна для каждого новичка, поэтому сегодня я решил опубликовать e-mail переписку, возможно она кому-то пригодиться. Не считайте это подробным FAQ по процессорам, такая статья так же вскоре будет, и не считайте мое мнение последней инстанцией, я всего лишь человек и могу в чем-то заблуждаться, к тому же звук у каждого определяется собственным вкусом, а на вкус и цвет, как говориться, все фломастеры разные.

Итак, начнем.

В одном из музыкальных магазинов, я заинтересовался процессором ценой в 3 т.р., на что продавец ответил (дословно): «Это детская игрушка, звук в таких не живёт». Так ли это? Стоит ли вообще приобретать такие бюджетные решения?

Конечно, процессор ценой в 100 долларов не может звучать как все то оборудование, которое он имитирует. Тут вопрос следует ставить в такой плоскости: процессор будет использоваться просто для игры дома или для работы на репетициях? Если просто для дома, что называется “поиграться для себя”, то можно и процессор взять. Если собираетесь играть на репетициях и выступать, то тут придется дополнительно потратиться. Но для начала, я бы рекомендовал обратить внимание на аналоговые приборы, которые оснащены выходом с кабинетэмуляцией(это sans amp и его клоны). Смысл процессора и различных сансампов в том, что они имитируют звучание полной цепочки гитарного звука: усилитель, кабинет, микрофон, микрофонный предварительный усилитель. Кроме того в процессорах есть изобилие различных модуляционных эффектов: хорусы, реверы, дилеи и пр.

Для того чтобы начать заниматься, лучше всего не использовать много эффектов, так как за обилием эффектов начинающие гитаристы часто скрывают проблемы техники. Главное быть честным с самим собой в своей работе над техникой.

Поэтому я рекомендовал бы использовать аналоговые приборы для начала обучения. Это может быть, например, yerasov tube amplifier emulator gt-2(аналог Sans Amp) или их же ламповый предусилитель pterodriver pd-5 (понимаю, что он в 2 раза дороже указанного бюджета, но я и так стараюсь не вырываться за его пределы, к сожалению при таком количестве денег выбор в плане приборов огромен и в то же время его практически нет) или продукция компании Amt. На всех этих педалях мне приходилось играть, они не выдают сногсшибательного звука, зато не «мылят» звук и в обучении они более полезны, нежели различные зумы.

В силу того, что моя профессия связана с множеством разъездов по стране, я сам пытался найти для себя процессор, который бы был во-первых небольших размеров, во-вторых устраивал бы меня в плане звука. Перепробовал много моделей, но если размер и устраивал, то звук точно не радовал. Недавно приобрел на пробу AMT SS-20, но и тут ждало разочарование. Да, играть на ней лучше, чем на процессоре, звук отзывчивый и не “замыленный”. Но этот звук ничем выдающимся не отличается. Поэтому этот преамп я использую только по командировкам, дома в него не играю.

На сколько видна грань между аппаратным и программным звуком?

В интервью модератор RMMedia.ru высказал здравую мысль, о том что грань между аппаратным и программным звуком на записи в гитаре постепенно размывается. Есть только две проблемы: отзывчивость аппарата и скорость работы.

Когда гитарист играет на ламповом усилителе, он взаимодействует с динамиком, в зависимости от положения гитариста будет меняться обратная связь и прочее. Так вот с софтовым звуком это не пройдет. Но зато потом звукорежиссеру удобнее работать с таким звуком.

Второе, это то что скорость обработки сигнала компьютерами не приблизилась к реальному времени. Задержка в воспроизведении даже в 2 миллисекунды вполне хорошо ощущаются даже средним гитаристом.

Поэтому для занятий не рекомендуется использовать различные VST обработки. Хотя иногда в командировки беру с собой только ноутбук и звуковую карту, но это исключительно из-за лени.

Перечислите пожалуйста типы процессоров.

Процессоры условно можно разделить на два типа: “все-в-одном” и узконаправленные.

Узконаправленные процессоры – это чаще всего более дорогие устройства, с хорошим звуком и минимумом искажений в сигнале инструмента. Соответственно и стоят они от 400$, но и выдают всего один-два эффекта.

“Все-в-одном” имеют различные вариации, в основном они определяются ценовой категорией. Как правильно заметил продавец, из дешевого процессора нельзя получить хороший звук. Чудес не бывает.

Стоит ли при покупке первой электрогитары приобретать процессор?

Покупка первой электрогитары это вообще ответственный момент. Лучше всего было бы купить какой-нибудь недорогой комбик с уже встроенным перегрузом и просто разборчивым, без изысков чистым звуком. На таком аппарате уже можно довольно эффективно обучаться игре на гитаре.

Процессоров за прошедшие полтора года у меня было штук 5 разных моделей, ни один из них не задержался. Мне все казалось, что вот-вот уже технологии дорастут до того уровня, когда можно будет купить процессор за 400$ — 800$ и больше не думать о звуке. Но это на грани фантастики. В итоге пришлось отказаться от всех процессоров и из цифровых обработок использовать только Boss DD-3.

Если есть еще вопросы — задавайте, я постараюсь на все вопросы ответить как можно скорее.

  • Костя

    Я играю в Boss DS1 и не парюсь. Для соляков — супер

  • Kulv

    > Задержка в воспроизведении даже в 2 миллисекунды вполне хорошо ощущаются даже средним гитаристом

    бля, вроде серьезный блог :))))
    на слух дай бог каждому хоть 20 милисекунд заметить….
    очень заметно это 30-50 — это заметить может даже немузыкант.
    а 5-15 это разрыв в котором находятся две партии которые типа 1 в 1 звучат….

    Ну может я глухой, конечно…. но сыграйте кто угодно сам с собой простой downstroke и посмотрите в Cubase…

    • Очень хочеться ошибаться в своих экспериментах, я думаю, каждый второй посетитель блога сможет и сам проверить.
      Win+GuitarRig4 звук поступает через e-mu 0404 usb. В настройках выставлено минимальное время задержки,в районе 3 миллисекунд, может,конечно, со мной что-то не так, но при игре на таком тракте не чувствую контроля. Задержку не слышно, ее ощущаешь при игре.
      Играть так нет никакого удовольствия.

      • ytrikoz

        Пробовали считать расстояние от динамика эквивалентное этому времени задержки? Думаю все вопросы бы отпали…
        Другое дело что у вас она может быть не 3мс, как написано, а гораздо больше…

        • Если еще и свалиться до измерения отклика от системы, то можно вообще о гитаре забыть. Куда проще забить на online использование VST и просто играть через свой родной железячный rig.
          Хотя не откажусь от пояснений в тему замера реальной задержки системы.

        • Kulv

          Точно. Считаем, если стоишь в 1 метре от комба то задержка 1 м / 330 м/с = 0.003 секунды = 3 милисекунды
          sMiles — уже не сходится, вы же не играете ближе метра от комбика.

          «Разница задержки в три милисекунды слышна даже среднему гитаристу.»
          Т.е. средний гитарист безошибочно определит вслепую стоит ли комбик в метре от него или в двух, да…. ага.

          Далее — музыканты в банде стоят друг от друга примерно на 5 метро — это 15 мс, которые вообще катастрофа, как можно выяснить.

          Что же действительно много — это, как я уже сказал — 30-50 мс.
          Здесь выходит что мы как бы играем от комбика на расстоянии 10-15 метров. Тут наверное будет уже слышна задержка.

          Да, еще в всяких гитарригах надо ее суммировать — там есть входная и есть выходная + вобщем-то расстояние от ушей до колонок.

          А еще есть множество психо-факторов ;-)
          Например если долго читать про то что софтовый процессор не труъ, то начнется просто мучительные ощущения в звуке (это как холодной водой капать на руку, а у человека появляется ожог от того что ему внушили что кипяток).

          • На счет самообмана тут вряд ли. При выходе каждой новой модели процессора или VST имитатора я его начинаю вертеть, нравятся мне различные hi-tech дейвайсы.
            GuitarRig меня начал напрягать своими задержками где-то после полутора месяцев его частого использования.
            То есть первые ощущения «вау» прошли и уже в процессе занятий его плюсы обратились в минусы.
            На счет миллисекунд, которые пишутся в менюшках софтины и реально звучат я в курсе, именно поэтому и написал что 2-3 мс услышат практически все, потому что реально там будут все 15-20 мс.

          • Kulv

            С чем на 100% могу согласиться, что вместо хитрых процов за 100 баксов лучше купить за 150-200 баксов 30-ваттный комбик с перегрузом и футсвичем…. ну типа такого наверное http://www.guitarhouse.com.ua/link/417/

            Этого хватит и для игры и даже для нешумных реп должно вобщем-то (если ударник не слишком громкий и помещение заглушено).

            Опять же для занятий — футсвич не очень то нужен. Для реп разве что.

            Самое глупое — покупать процессор за 100 баксов НЕ ИМЕЯ КОМБИКА хотя бы какого-то

      • ощущаться начинает при задержках более 8-9 мс. на _очень_ быстрых партиях. 12-14 вполне приемлемо. хорошо ощутимые проблемы — от 16 мс и выше.
        задержку в 3 мс далеко не всякий процессор обеспечивает. не говоря уже о PC под Windows+ASIO.
        где-то Вас надули с 3 мс. или Вы что-то путаете..)

        • а в чем на ваш взгляд разница в восприятии задержки на быстрых и не быстрых партиях?
          имхо, ощущение времени всегда одинаковое, и если задержка начинает ощущаться, то она будет ощущаться везде, нет различия 8-9 или 12-14 мс.
          3 мс, которые пишутся в консоле драйверов звуковой карты, как обычно, нельзя считать правдой. при прохождении через весь тракт там набегает до 7-9 мс, в лучшем случае 5-7, это и ощущается.
          PS: в Волгограде со мной играл бассист, который не может играть через процессоры, тк ощущает их задержку, но как владеть временем для этого надо, я пока не представляю, если интересно его музыка тут — http://www.myspace.com/mikebassoholic