Перейти к содержимому →

Барре. Часть 1

В прошлый раз мы уже затронули тему аккордов, сегодня поговорим о барре. Думаю объяснять, что это такое никому не надо. Умение пользоваться этим техническим приемом для любого гитариста представляет собой определенный рубеж, преодоление которого значительно расширяет его возможности как исполнителя — обогащается палитра аккордов, упрощается транспонирование песен. Даже в Гитарном колледже умение брать барре является незримой границей между абитуриентом первого уровня и нулевого.

Я хочу рассказать о трех принципах, которые значительно облегчают мне жизнь, когда я сталкиваюсь с необходимостью использовать этот прием.

1. Первый и самый главный принцип владения барре — надо научиться его не брать.

Такой вот дзен-гитаризм. Дело в том, что барре — прием трудозатратный, а напрягать гитаристу левую руку совсем ни к чему — это негативно влияет на подвижность левой руки (а значит и на скорость, точность и т.п.) и на продолжительность игры. Поэтому, как только на моем горизонте появляется барре, я сразу начинаю искать возможность этого избежать. Существует два с половиной выхода из этой ситуации.

Первый способ — Изменить аппликатуру аккорда так, чтобы можно было его использовать без барре.

Понятно, что Am в пятой позиции с барре можно заменить на Am в первой позиции без барре. Сейчас речь идет о других ситуациях. Возьмем, например, аккорд F. Обычно его предлагается брать в следующей аппликатуре:

Даже если мы сменим аккордовую форму легче нам не станет. Все они будут предполагать наличие барре. Поэтому выход один — работать над самой аккордовой формой. Для того, чтобы избавиться от барре, достаточно просто исключить его из аккорда. В результате у нас останутся зажатыми ноты С, F и А на 5-й, 4-й и 3-й струнах соответственно. В принципе этого нам уже достаточно — все три ноты аккорда фа-мажор у нас есть (F, A, C). Поэтому можно играть его так, а оставшиеся струны глушить (шестую большим или безымянным пальцами, первую и вторую — указательным).

Но в таком виде аккорд получается слишком сухим. Чтобы сделать его сочнее воспользуемся указательным пальцем, который у нас сейчас временно бездельничает. Здесь можно на первом ладу взять либо вторую струну — ноту С (тогда аккорд станет ярче, звонче), либо шестую — ноту F (тогда мы приблизимся к powerchord).

Развивая этот принцип из имеющейся аккордовой формы можно получить еще парочку более-менее работоспособных вариантов.

Такой метод применим и к другим аккордовым формам. Надо сказать, что упрощая аппликатуру аккорда главное не переусердствовать, все-таки основа аккорда – трезвучие, должно сохраняться, ну хотя бы тоника и терция.

Здесь непременно нужно упомянуть про прогрессивные формы аккордов. Джазовые гитаристы, в процессе совершенствования аккордовых форм, пришли к выводу, что дублирование одних и тех же звуков в одном аккорде лишь загрязняет его, и от этого нужно избавляться. В результате появились аккордовые формы, в которых каждая нота аккорда звучит единожды. А в ряде случаев (нонаккорды и т.д.) даже приносились в жертву отдельные ступени аккордов. Чаще всего это квинты (все равно на характер аккорда не влияет), но иногда могли дойти и до тоники (подразумевая, что в ансамбле тонику задаст бас, либо она будет очевидна из гармонии или мелодии). Поскольку все это первоначально развивалось в рамках джаза, а в нем господствуют септаккорды различных форм, то прогрессивные аккордовые формы сформировались для них, но идеи, заложенные там, можно использовать и для обычных трезвучий. Так, что дерзайте!

Второй способ — Изменить сам аккорд так, чтобы его можно было брать без барре. Принцип здесь тот же. Только в первом случае мы старались сохранить структуру аккорда незыблемой. Все вышеуказанные аккорды являются фа-мажорным трезвучием. Сейчас же мы позволим себе слегка аккорд видоизменить, но так, чтобы его значение для гармонии сохранилось.

Если уж у нас цель — упростить себе жизнь, то лучший способ для этого — добавить открытых струн. В таком случае, с одной стороны нам не нужно забивать голову и руки их глушением, с другой — аккорд приобретает дополнительную окраску, становится сочнее.

Для наших бесчеловечных опытов снова возьмем аккорд F. Проанализировав имеющиеся открытые струны можно сказать, что практически любая открытая струна может составить ему компанию.

Хорошо подходят ноты A (5-я) и Е (1-я и 6-я струны). A — является терцией для фа-мажора, поэтому её добавление даже не изменит аккорд. Правда, учитывая что в нашем случае А — басовая нота, нужно стараться не слишком её выпячивать. Нота E — септима, и её добавление превратит мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. Такая замена (F на Fmaj7) с точки зрения гармонии допустима (в случаях, если это мажорный аккорд 1 или 4 ступени, а это 2/3 случаев). Серые обозначения в аппликатуре — возможные вариации, т.е. эту позицию можно играть, а можно не играть (открытую струну в таком случае нужно глушить).

Добавление остальных струн тоже возможно, но такой видоизмененный аккорд может не слишком хорошо вписываться в имеющуюся гармонию. Лучший советчик в этом деле — ваш слух.

Так, добавив ноту G мы получим нонаккорд — Fmaj9 (желательно Е тоже добавить для полноты картины). D добавляет к аккорду 6-ю ступень. Честно говоря, из перечисленных вариантов ни один из вариантов с точки зрения аппликатуры мне не нравится — добавление открытых 3-й или 4-й струн (сохраняя зажатыми остальные) только усложняет аккорд. К тому же открывая четвертую струну (D) мы теряем в аккорде тонику. Можно, конечно добавить её на шестой струне, но удобства это не добавляет. Поэтому я не буду вам рекомендовать эти аккорды для постоянного применения.

Но эти знания не станут для нас пустой теорией. Данные аппликатуры сложно рассматривать в качестве основных, но их можно использовать в качестве дополнительного украшения. Отпуская и снова прижимая отдельные струны можно разнообразить звучание аккорда. В качестве примера рекомендую Don’t panic группы Coldplay. Там как раз во вступлении чередуются Fmaj7 и Fmaj9.

Со второй струной немного сложнее. C точки зрения музыкальной теории H(B) не слишком хорошо вписывается в аккорд F. Вот если бы это был Hb(Bb), то мы бы получили Fsus4. Добавление H(B)  в аккорд F можно расценивать двояко. Например, как добавление в септаккорд увеличенной 11 ступенью. Тогда в аккорд хорошо бы добавить за компанию ноты Е и G и мы получим Fmaj9#11. Можно как понижение квинты на полтона. В таком случае нужно на 5-й струне тоже взять ноту H(B), или хотя бы просто заглушить С. Нота Е тоже придется здесь кстати. Получаем Fmaj7b5.

Гармонически, с точки зрения музыкальной теории, я оба эти аккорда оценить не берусь. Могут ли они заменять собой фа-мажор или нет? Обычно в таких случаях мне на помощь приходит слух. Мы же не собираемся нашим слушателям объяснять про увеличение 11 ступени или понижение пятой. Поэтому если на слух аккорд звучит, то он нам подходит. Я часто пользуюсь такой аппликатурой:

Наверно правильное название получившегося аккорда Fmaj7+11. Он очень хорошо звучит в акустике (электро вариант скорее всего будет звучат грязно и придется какими-нибудь нотами жертвовать). Получается немного нервно, но не слишком диссонансно, чтобы от него отказываться. Чтобы сгладить напряжение этого аккорда его желательно разрешать в какой-нибудь устойчивый аккорд. Вот пример его использования: E — Fmaj7+11 — G* — Am (* — G тоже можно взять в той же аппликатуре, что и F, также с открытыми струнами). Кстати такая последовательность (иногда без аккорда Am) может использоваться для стилизации “а-ля фламенко”.

Идем дальше. До этого мы упрощали аппликатуру убирая из неё отдельные пальцы. Теперь попробуем добавить. Все дело в том, что применение открытых струн не универсально — стоит сдвинуть аппликатуру на пол тона, снова приходится смотреть, какие открытые струны будут звучать органично. Поэтому естественно желание получить более универсальную аппликатуру аккорда на закрытых струнах.

Если взять за основу  последнюю аппликатуру, то у нас есть свободный мизинец, который мы можем с применить с пользой. При всем богатстве выбора, имеет смысл говорить лишь о трех нотах: D, Eb и G. Все остальные, на мой взгляд, к нашему аккорду подходят не очень хорошо, но я не стану вас отговаривать от экспериментов.

Начнем с Eb — его добавление превратит F в доминантсептаккорд F7. На доминантсептаккорд можно заменить доминантное трезвучие (мажор пятой ступени). Аппликатуру стоит запомнить, потому что она универсальна (для доминантсептаккорда) и её можно применять к любому аккорду с тоникой на 4 (или 6) струне. В этой аппликатуре важно глушить 1-ю и 6-ю струны.

Оставшиеся ноты мы уже обсуждали. Добавление ноты D даст нам аккорд F6 (мажорный аккорд с добавленной 6-ой ступенью):

Это тоже универсальная аппликатура, поскольку не содержит открытых струн и её без ограничений можно двигать по грифу получая новые аккорды. Можно задействовать первую струну — либо открыую (Е), либо на 3 ладу (G) в обоих случаях мы получим получим терцдецимаккорд — Fmaj13 (правда с пропущенной 11 ступенью и в зависимости от варианта 7-й или 9-й ступенями, но это не страшно). Для того чтобы добавить G аппликатуру придется слегка перекроить:

Зато аппликатура получается более универсальная, чем с открытой первой струной. Можно просто добавить ноту G (не добавляя D) и получить уже знакомый нам аккорд Fmaj9. Правда в этом случае надо что-то решать с второй струной — либо глушить, либо брать на ней ноту С, что дает нам еще две универсальные аппликатуры:

В результате второго способа мы получили, как минимум, 4 аппликатуры, позволяющих с тем или иным успехом заменить барресодержащий аккорд F на похожий аккорд без барре. И ещё 8 аппликатур позволяющих разнообразить звучание аккорда F. И снова никакого барре!

Третий метод — читерский, и не всегда эффективно работает (поэтому я и говорю, что их 2 с половиной), зато очень хорошо расширяет музыкальный кругозор и развивает находчивость. Этот метод — транспонирование. Транспонирование — изменение тональности песни, с сохранением её гармонической структуры. Иногда нужную песню можно транспонировать таким образом, что все аккорды можно будет брать без барре или минимизировать их количество. Не углубляясь в теоретические подробности этого метода, объясню его суть на пальцах. В результате транспонирования фактически каждый используемый в песне аккорд повышается или понижается на одинаковое количество полутонов. Классический для меня пример чижовская “Вечная молодость”. В оригинале Чиграков играет:

Em — D7 — G — Am — Н7 — Em

Если у вас вызывает затруднение аккорд H7(B7), то мы легко можем транспонировать эту гармонию в Am:

Аm — G7 — C — Dm — E7 — Am

Или вот тоже часто употребляемая последовательность: С — Am — F — G

Если вам не нравится аккорд F, пожалуйста, перемещаемся в тональность G и у нас ни одного аккорда с барре: G — Em — C — D

Если кого-то интересуют теоретические подробности этих фокусов — прошу в комментарии, там разберемся, что  к чему.

Есть еще один способ, но еще более читерский, чем предыдущий и называется “аккордовая замена”. Сам я в теории пока не настолько силен, чтобы объяснять суть этого метода. Но если коротко, то он предполагает, что большинство аккордов, с точки зрения гармонии могут взаимозаменяться без потери их гармонического значения. Например, утверждается, что любой мажорный аккорд может меняться на его параллельный минор и наоборот. Например, для фа-мажора параллельным минором будет ре-минор. Таким образом, F без особых последствий можно заменить на Dm. Логика мне подсказывает, что в целом все так и есть, особенно если менять F6 на Dm или Dm7, но слух чувствует какой-то подвох. Поэтому для меня этот метод пока не очень однозначен, и я им крайне редко пользуюсь.

Два остальных принципа мы рассмотрим в следующий раз.

Опубликовано в Первые шаги