Перейти к содержимому →

О MIDI, VSTi и однообразии

В уходящем году у меня случилось сразу два переезда между ноутбуками, люди активно работающие с различными VSTi поймут меня когда я скажу, что это просто кошмар. Под конец года вообще захотелось провести ревизию как музыки в iTunes, так и сэмплерных библиотек, так как место на винтах начало подходить к концу.

Пропагандируя минималистический подход к арсеналу VST, я все же не уследил за своими плюшкинскими настроениями, в итоге винчестер ноутбука оказался забит под завязку, так еще и с некоторыми проектами нельзя работать без внешнего HDD на 2 Tb. Параллельно с ревизией по наводке одной из заметок Эльдара Муртазина я читал книгу Джарон Ланир «Вы — не гаджет»и идея, явно требующая дальнейшего развития, побудила пересмотреть весь подход к формированию арсенала VSTi.

Итак, суть в том, что вся современная музыка выражается при помощи MIDI, достаточно несовершенного протокола, который не отражает всей полноты звуков реальных инструментов. Говоря о звуке, я конечно, не имею ввиду звучание MIDI какой-нибудь дешевенькой звуковой карточки, речь идет о самом протоколе хранения данных и их обработке синтезаторами или сэмплерами. Ограничения протокола, которые казались вполне нормальными в годы разработки, сейчас накладывают рамки на звучание современной музыки.

Лучше всего здесь поможет цитата из книги:

«До MIDI нота представляла собой бездонную идею, превосходящую абсолютное определение. Для музыкантов это был способ мыслить, способ учить и документировать музыку. … Например, несколько человек могли сделать нотную запись одной и той же мелодии и получить слегка разные результаты. … После MIDI музыкальная нота перестала быть идеей, превратившись в жесткую структуру, обязательную в аспектах жизни, ставших цифровыми.»

Надо сказать, что однообразие современной музыки иногда довольно сильно разочаровывает, мало того что могут использоваться одинаковые тональности, гармонии и ритм, так иногда партии прописаны так топорно, что все выглядит как будто эти партии просто рисовали в  MIDI редакторе с одинаковой громкостью и тоном.

Не раз я сталкивался с великолепными работами композиторов, которые писали свои произведения только в недрах компьютера при помощи MIDI и различных VSTi (такие работы можно найти на форуме rmmedia.ru). Но чтобы добиться подобного результата мне постоянно приходиться тратить уйму времени на то, чтобы «оживить» партии. Так как клавишник из меня никакой, приходиться использовать различные рандомайзы и хуманайзы к уже записанным нотам.

При постоянной работе с MIDI настолько привыкаешь к компьютеной ровности ритма и тона, что любая игра с живыми музыкантами становиться как глоток свежего воздуха или же привыкаешь настолько к роботизированному звучанию, что уже перестаешь нормально воспринимать музыку.

В современном мире музыки, которая вся сплошь и рядом управляется по MIDI довольно сложно воспринимать все четверьтоновые отклонения при бендах и вибрато, которые выполняет гитарист. Каждая нота сыгранная синтезатором не отличается от точно такой же, исполненной другим синтезатором, между тем каждая нота сыгранная одним гитаристом, не имеет ничего общего с нотами другого гитариста.

Не стоит правда эту мысль брать за основу при занятиях музыкой на первых порах, пока ваше чувство ритма еще не окрепло и слух не достаточно хорошо ориентируется в интервалах и интонировании, конечно, единственный возможный вариант это прибегнуть в работе  к MIDI и синтезаторам.

Но как только у вас появиться первая же возможность играть с живыми музыкантам — воспользуйтесь ею, ничто не может заменить музыканту ощущение взаимодействия с другими музыкантами.

Опубликовано в Практика