Перейти к содержимому →

Как улучшить звучание ваших фраз

Guitar-Strings

Часто гитаристы сковывают себя какими-либо рамками. Обычно это наш багаж знаний, и если на первых парах его достаточно, то впоследствии он начинает только мешать. Мир вокруг нас постоянно меняется, знакомые начинают играть лучше, а многие продолжают топтаться на одном месте, играя заученные фразы.

Frank Gambale в одном из своих интервью говорил, что каждый день работает над чем-то новым и незнакомым для себя. Его главная мысль — не стоит повторять то, что вы уже знаете, лучше займитесь тем, в чем вы не так сильны как хотелось бы.

Эта ситуация выглядит достаточно просто для гитаристов, которые учатся по программам именитых колледжей или берут частные уроки, но не у каждого есть на это время и возможности. А оставаясь один на один с собой довольно тяжело самоорганизоваться и выстроить полноценные занятия.

Фразировка гитариста — это его визитная карточка, которую он шлифует годами занятий и концертов, невозможно проскочить какие-то этапы ускоренно, и у каждого музыканта всегда только свой путь.

Я бы хотел предложить несколько способов по работе над собственными фразами, которые могут вам помочь придти к заветной цели. Каждый гитарист в какой-то степени при занятиях пользовался подобными рекомендациями, либо от преподавателя, либо от знакомых, либо подглядел/подслушал их у именитых гитаристов.

Прежде всего, давайте разделим хорошую фразировку на две составляющие, это техника и «теория» (хотя «теорию» я бы лучше назвал простой фразой note choices, она отражает процесс более точно).

Что касается техники, то тут все понятно, нужно постоянно держать себя в тонусе, заниматься гаммами и работать над следующими приемами:

1) Бенды. Нет ничего более мерзкого, чем недотянутый или перетянутый бенд на гитаре, поэтому уделите технике бендов достаточное количество времени. Без хорошего слуха тут не обойтись, но есть и небольшие хитрости, которые могут вам помочь. Во-первых, можно воспользоваться тюнером при занятии, во-вторых, когда вы уже достаточно освоитесь, можно просто запустить в любом секвенсоре одну ноту, до которой нужно дотянуть ваш бенд, и играть вместе с компьютером. Так вы будете меньше допускать ошибок и сможете постепенно отказаться от этих маленьких хитростей совсем.

Бенды хороши тем, что они могут украсить любое соло, медленное или быстрое, если нет идей что играть сыграйте парочку бендов, например, делайте подтяжку сразу двух нот. Бенды можно играть от любой ноты и на любой интервал, но конечно лучше оставаться в пределах нот гаммы или арпеджио аккорда гармонии, которую вы обыгрываете.

2) Вибрато. Это самый эффективный способ украсить ваши фразы. Гитаристов можно различать по вибрато как людей по почерку. Пробуйте комбинировать вибрато и бенды. Можно часами играть одну и ту же ноту различными способами. Так же не переусердствуйте с вибрато, ноты не должны звучать фальшиво.

3) Слайды. Использование слайдов, так же может украсить ваши фразы, их можно комбинировать с теппингом. Многие песни начинаются со «слайда из ниоткуда». В качестве упражнения попробуйте поиграть обычную мажорную гамму, но играйте на каждой струне по 4 ноты. Делайте слайд с первой ноты до второй, а затем исполняйте оставшиеся три, и так же при обратном движении по гамме.

01

 

02

4) Трели (легато). Используя трели, как короткие форшлаги, так и длинные, можно сделать фразу более выразительной. Тут можно использовать любые интервалы, какие вы только пожелаете. Очень часто можно услышать как блюзмены и рокеры играют трели на открытых струнах, потренируйтесь исполнять трели от каждой ноты в минорной пентатонике E в первой позиции.

5) Ритмические фигуры. Используйте свои ритмические заготовки, например, на первую долю звучат четыре шестнадцатые ноты, далее вы переходите на триоли и назад. Чтобы свободно переходить от триолей к четным длительностям, лучше всего позаниматься игрой гамм следующим образом, на первую долю вы играете триоль, на вторую 4 шестнадцатых, затем опять триоль и опять 4 шестнадцатых, или наоборот начинайте играть это упражнение с шестнадцатых нот. Может потребовать много времени для того чтобы хорошо освоить эту идею. Играйте это упражнение под метроном.

03

6) Теппинг с того момента, как он ворвался в арсенал современной музыки, не дает покоя молодым гитаристам. Можно играть теппингом те же ноты, что только что прозвучали, октавой выше, или просто продолжить линию в более высоких позициях. Теппинг можно так же использовать для смены позиций левой руки, в то время как правая будет занята, левая может свободно перемещаться по грифу.

04

В качестве примера использования теппинга, трелей, бендов и слайдов, послушайте небольшую зарисовку:

7) Флажолеты. Прием игры флажолетов перекочевал из классической гитарной школы. Для электрогитары существует номинально три способа исполнения флажолетов. Первый — натуральные флажолеты, это флажолеты которые звучат на ладах 12, 7, 5, так же они звучат еще на многих частях грифа, но эти наиболее яркие. Если интересно знать как можно использовать натуральные флажолеты можно послушать записи гитариста Mattias Eklundh или его работу в Freak Kitchen.

Второй способ — флажолеты искусственные, тут достаточно просто послушать соло любого рокера. И наконец, тэп-фладолеты, по сути это тот же способ исполнения флажолетов, что и в классической гитаре. То есть нужно сыграть ноту обычным способом, затем поделить расстояние струны от зажатого лада, до бриджа пополам и ударить подушечкой пальца по струне в это место. Не нужно прижимать струну к грифу, достаточно просто коснуться. Экспериментируйте со своими фразами, добавляя в них флажолеты.

Вот пример использования теппинговых флажолетов:

05

8) Дилеи и эффекты модуляции. Все обилие гитарных эффектов было придумано только для того чтобы украшать исполняемую музыку, попробуйте использовать в своих фразах, например, дилей настроенных на три шестнадцатые ноты и играйте фразу восьмыми нотами, можно получить очень интересные мелодические линии.

Вот небольшой пример использования дилея, чуть ниже приведены настройки:

06
07

9) Тремоло. Различные рычаги и машинки следовало бы отнести к разделу бендов, или если присмотреться к игре Michael Lee Firkins, то и к разделу вибрато, но так как на гитарах с машинкой можно творить множество трюков, то пришлось выделить это отдельным пунктом. С машинкой можно начать с простых dive bomb в начале соло, или попробовать использование рычага при исполнении бендов, так вы сможете почувствовать дополнительный контроль.

Чтобы посмотреть на возможности, достаточно взглянуть на пару видео Steve Vai или Joe Stariani. Но помните что ответил Joe Satriani журналу Guitar World на вопрос — какой совет вы бы дали чтобы научиться играть с рычагом.

«Выкрутите рычаг из машинки и уберите его в кофр!»

Что ж, давайте перейдем к идеям относительно выбора нот при игре фраз, тут вам может пригодиться один интересный способ. Перед тем как начать занятие, выберите 2 ноты, одна будет первой нотой фразы, вторая – последней. Эти ноты станут вашими отправными точками, они помогут больше не думать о начале и конце фразы, и сфокусироваться только на построении мелодической линии.

Давайте теперь посмотри чем можно заполнить пространство между нашими отправными точками:

1) Фрагменты гамм. Это самый очевидный способ. Попробуйте сыграть все ноты гаммы, расположенные между нашими выбранными двумя. Выбирайте длительность нот на свой вкус, вы так же можете использовать различные приемы звукоизвлечения, например, легато и различный пикинг.

2) Паузы. Иногда пауза может придать фразе больше естественности, нежели бездумное блуждание по грифу.

3) Смена отправных точек. Иногда, когда вы выбрали свои отправные точки, и решили повторить фразу еще раз, для большей выразительности можно сменить последнюю ноту, и фраза приобретет новые оттенки.

4) Выходите за границы отправных точек. В процессе построения фразы вы можете пренебрегать собственными границами в виде выбранных нот. Вы можете использовать как более низкие, так и более высокие ноты. Идея использования двух нот в качестве отправных не обязывает считать их границами, за которые нельзя выходить.

5) Повторы. Смелее используйте повторы фрагментов своих фраз, главное оставаться в нужном темпе и не переломать ритмический каркас песни.

6) Техника «Вопрос-ответ». Эта техника часто используется блюзовыми гитаристами, она пришла из классической песенной формы блюза. Суть ее заключается в том, что фраза делиться на две части: «вопрос» и «ответ». В блюзе все строилось по простой схеме, вокалист пел первую строчку, затем пел повтор первой строчки, возможно с вариациями, и наконец, он исполнял ответ на свою строчку. Подробнее про эту технику читайте и смотрите здесь.

7) Аккорды. Используя аккорды в верхних позициях в соло, можно значительно обогатить звучание ваших фраз, но нужно быть очень внимательным и интонировать очень точно, если сильно нажать на струны — аккорд прозвучит фальшиво и только испортит картину. В качестве упражнения играйте аккордовые гаммы на первых трех струнах до самой верхней ноты на вашей гитаре.

08

 8) Открытые струны. Если в гамме, которая подходит для аккордовой последовательности можно использовать открытые струны, то ими так же можно воспользоваться, как и теппингом для смены позиций, или для исполнения быстрых легатных фраз (все мы помним вступление AC/DC Thundersruck).

9) Одни и те же ноты. Гитара в отличие от фортепьяно позволяет играть одни и те же ноты на различных струнах в разных позициях, иногда просто смена струны может придать ноте больше выразительности. Послушайте записи Eric Johnson, кроме того что он для каждой нотки в студии кропотливо подбирает звук усилителя и эффектов, он так же кропотливо определяет на какой струне какая нота должна звучать. Именно поэтому многие его аппликатуры фраз кажуться такими непривычными и неудобными, хотя в них используются те же ноты что и в обычных пентатонических боксах.

10) Октавы. Этот интервал может украсить любое соло, даже если ручка GAIN выкручена до упора, а если вы играете на чистом звуке, то тем более. Добавляя к некоторым нотам соло октавы можно получить более насыщенное звучание. Октавы просочились в игру современных гитаристов благодаря Wes Montgomery, который почти каждую песню играл таким способом. Теперь можно послушать George Benson или Mark Whietfield чтобы оценить всю силу этого приема. Ну и для любителей всего много и сразу, вы сможете сыграть одновременно не более двух октав сразу, если конечно вы родились на этой планете…

09

11) Не бойтесь звучать дольше, чем один такт. Ноты фразы не должны обрываться с окончанием такта или квадрата, попробуйте подольше подержать их, допустим 4-ая четверть пусть продлиться вплоть до второй восьмой, или пятой следующего такта. В общем, тут тоже следует полагаться только на свою фантазию, но совет один — не устанавливайте себе рамок по времени звучания.

12) Интервалы и несколько мелодических линий. Для украшения мелодии хорошо подойдет использование интервалов, об аккордах уже писали ранее, с ними все понятно, однако, интервалы можно использовать куда шире, так как две ноты не несут какой-то определенной гармонической нагрузки, только если мы их не сыграем поверх какой-то басовой партии или на звучащую гармонию. Теперь оцените, на сколько можно расширить свое звучание, используя всего лишь еще одну дополнительную ноту, например терцию. Так что пробуйте.

10

Ну и конечно, как и в любом деле главное не переусердствовать. Постарайтесь поработать над этими рекомендациями, не стоит их воспринимать как полное руководство к действию, иногда работает одно средство иногда другое, выбор ложится только на вас. Так что просто занимайтесь и все у вас получиться.

PS: статья писалась в 2010 году как гостевой пост для блога guitart.ru, но теперь с этим сайтом произошел какой-то роботизированный коллапс и найти ее там я не могу. Поэтому предлагаю оставить ее здесь, так как в ней собрано множество идей.

PPS: не забываем поделиться в комментариях и своими идеями относительно развития фразировки.

Опубликовано в Избранное Практика Советы начинающим