Перейти к содержимому →

Краткий обзор основных гитарных эффектов

После недавней статьи о заводчиках педалей-чемпионов по почте пришло несколько писем с вопросами от начинающих гитаристов. Чтобы не писать одно и то же в каждом письме, предлагаю целый пост на прочтение.

Итак, педали эффектов, это устройства, которые изменяют звук електро инструментов, когда подключаются в звуковой тракт, чаще всего педали эффектов(или в обиходе «примочки») используются гитаристами и басистами, однако, и клавишники иногда не прочь воспользоваться каким-нибудь раритетным ring модулятором и пропустить через него свой не менее раритетный Rhodes.
Обычно педали эфектов состоят из одной или более аналоговой или цифровых схем обработки сигнала, схема может содержать активные и пассивные фильтры, envelope фильтры или цифровые задержки.

Эффекты разделяются на две категории, одни производятся в небольших корпусах, вторые это полноценные рэковые приборы, которые не так легко таскать, обычно такие приборы управляются по MIDI. Кстати, большинство ламповых или гибридных преампов производятся так же в рэковом варианте. Переносные педальки, которые в буржландии именуются не иначе как «stomp box» в большинстве своем производят в металлических корпусах, так что не стоит опасаться, что примочка может быть раздавлена. Конечно, некоторые уж очень дешевые педальки производятся в пластиковых корпусах, но и этот пластик весьма прочен. Была у меня как-то квакушка отечественного производства от Yerasov, и ничего, топтал ее на концертах, а она только квакала. Хотя, конечно, сам квакер весьма специфичен…
На педальках обычно располагается одна или две кнопки, реже три, как в случае с преампом от Hughes & Kettner Tubeman, и несколько крутилок и светодиодов. Питание примочек осуществляется либо батарейками типа «крона», либо адаптерами питания.
Рэковые приборы производятся обычно в формате 19′, и их размер дополнительно измеряется количеством ячеек, которое прибор занимает в стойке. Обычно это 1 unit, изредка 2. Чаще всего рэковые приборы содержат либо несколько вариантов эффектов, либо несколько вариантов перегруза, если это преамп. Управление осуществляется с помощью контроллеров. Иногда в рэковые стойки монтируют несколько stomp box, которые так же могут управляться по MIDI, для этого существуют специальные устройства.

Кроме того, многие современные примочки и рэковые приборы обработки эмулируются программными средствами, и продаются в качестве VST плагинов. Можно долго спорить о качестве этих плагинов, однако, факт остается фактом, начинающий гитарист практически бесплатно(а многие так на 100% бесплатно) при помощи VST обработок могут приобщиться к звучанию настоящего гитарного аппарата. И пусть это всего лишь эмуляция, но она все же даст представление о звуке, к тому же обычно такие плагины поставляются с большим количеством готовых пресетов.

Давайте вкратце рассмотрим основные типы эффектов, которые используются гитаристами/басистами.
Динамические обработки
Компрессоры используются для уменьшения динамического диапазона звучания инструмента.

Тремоло, этот эффект периодически меняет амплитуду сигнала, это происходит за счет сложения исходного сигнала и синтезируемого синуса.

Овердрайв и дисторшн

Первоначально этот эффект появился, когда гитаристы начали перегружать вход гитарного усилителя, но теперь этот эффект полюбился гитаристам всего мира, и выпускается огромное количество различных перегрузов.

Wah-wah позволяет гитаре звучать почти как голосу. Популяризацией квакушек начали заниматься такие гитаристы как Eric Clapton, Jimi Hendrix  и многие другие. Сейчас квакер хорошо сумел вписаться как в инструментальный рок, так и в более легкие стили.

Говоря о квакушке, нельзя не упомянуть о Dunlop Cry Baby, это самая простая и самая известная педаль wah, нет абсолютно никаких настроек, однако, этот звук устраивает сотни тысяч гитаристов по всему миру. Мне так и не удалось ее сдружить с активными датчиками от Carvin, пришлось продать…

Ring Modulation это эффект, который искажает звучание гитары и делает его похожим на звук колокольчиков. Довольно часто этим эффектом пользовались клавишники 70-ых.

Эквалайзер

Для регулировки различных групп частот инструмента используются Эквалайзеры. Среди гитаристов распространены параметрические эквалайзеры, которые не вырезают или усиливают частоты, а лишь изменяют частотную характеристику смежных частот. Вариантов настройки эквалайзеров очень много, но для начинающих возможно пригодиться такой совет: чтобы избавиться от тусклости в звуке, ослабтье сигнал на чатотах ниже 100Гц. На эквалайзере Boss GE-7 это будет первый ползунок, достаточно сместить его вниз. Чтобы придать немного теплоты звучанию, немного прибавтье на втором ползунке. Небольшое усиление 6 ползунка придаст звуку теплоты, а усиление последнего — яркости. Не переусердствуйте, главное чтобы гитара звучала реалистично.

Бустеры это педали эффектов, которые предназначены для того, чтобы поднять уровень сигнала гитары, но еще не перегрузить его, так как это делают различные искажометры. Бустер просто необходим, когда цепь эффектов имеет слишком большую длину и перетекая от педали к педали сигнал постепенно ослабевает. Чтобы сигнал не «расплывался» используются бустеры. Второе назначение бустеров — разогревать вход лампового усилителя, чтобы получить более грязный звук.

Talk Box

Если переводить буквально, то это «говорящая коробка», на самом деле эта педаль эффектов конечно не разговаривает. Это педаль wah-wah, в которой уровень эффекта контроллируется не резистором, а голосм. На ум сразу же приходит песня Bon Jovi Livin’ on a Prayer.

Дилей (Deelay)

Один из самых приятных слуху эффектов, суть его заключается в том, что он повтоярет сыгранные ноты с заданным интервалом и частотой. Новичкам следует быть осторожными, эффекты типа дилея и ревера очень хорошо скрывают огрехи звукоизвлечения. Во время занятий не маскируйте свои ошибки за приятным звуком, используйте эти эффекты только во время исполнения музыки или во время сочинительства.

Эхо (Echo)

Этот эффект имеет те же принципы что и дилей, но используется для имитации звучания эха.
Хорус (Chorus)

Этот эффект подобен дилею, однако, время повтора настолько невелико, что имитирует одновременное звучание нескольких гитар. В момент игры эффектом добавляется копия исходного сигнала, сдвинутая по времени на величину порядка 20-30 миллисекунд.

Фленжер (Flanger), эффект, который довольно похож на эффект хоруса, отличие составляет время задержки, у фленжера оно равно от 5 до 15 мс и наличием обратной связи. Эффект напоминает «летящее»  звучание.

Reverb или реверберация, этот эффект присущ абсолютно любому замкнутому пространству, так уж устроена физика звука. И чтобы придать большей реалистичностьи звучанию гитары, используется эффект Reverb, он имитирует эхо в помещении или на сцене. Довольно часто Reverb встраивается в комбо-усилители.

Отдельно хочется выделить множество педалей эффектов, которые предназначены для эмуляции разлитчных гитарных усилителей и кабинетов. Пионером в этой области была компания Tech21, которая выпустила, по-настоящему народную примчоку SansAmp. На сегодняшнгий день практически каждая компания выпускает аналог SansAmp, и уже кабинетэмуляция встраивается не только в преампы, но и в усилители и комбо.
Многие из представленных выше эффектов выпускают в аналоговом варианте или в цифровом, тут придется ориентироваться на свой слух, но картинки в этом посте должны вам помоч выбрать качественный звук.

Опубликовано в Оборудование