Перейти к содержимому →

Ответы читателям #2: песенная форма ААБА

Хочется продолжить интересную рубрику с ответами на вопросы читателей блога. Уже поступило несколько интересных вопросов в специальной теме — вопросы читателей, а так же на e-mail и в комментариях к некоторым другим статьям блога.

Итак, вопрос от RINari был следующим:

хотел бы ещё сказать по поводу того что нигде не написано как примерно придумывать песни с музыкой… ну т.е как вообще происходит процесс… есть же какие то устоявшиеся методы и что для этого нужно знать?

Как и в любом деле, в написании музыки, главное понимать какой конечный результат должен получиться. Можно долго спорить о том, что настоящий художник, рисуя картину, может сотню раз сменить видение и цели картины, но ясно одно, что видение конечного результата на любом этапе работы над картиной имеется.

Так что давайте определимся, чтобы писать музыку, мы должны четко представлять что именно мы хотим написать. Необходимо выделить цели, или мысль, которую мы хотим донести своей музыкой/песней. Это может быть передача каких-то эмоций или просто написание песни про мальчиков и девочек с целью завалить после концерта парочку особей противоположного пола.

Раз уж вы ступили на путь музыканта, вы, надеюсь, решили все же нести своей музыкой какую-то мысль массам людей. Если пока вы не готовы к этому, пробуйте донести до своего окружения музыку, которая вам нравиться. Это поможет воспитать аудиторию на будущее.

Итак, вы решили написать песню, которая выражает какие-то сокровенные чувства. То есть мы определились с целью нашей будущей песни. Это уже практически половина дела.

Некоторые музыканты не могут писать пока им нечего сказать. По этому поводу есть отличная цитата, к сожалению не помню автора этой фразы, «можешь не писать — не пиши!». Этот подход применим не только к писателям, но и к музыкантам. Музыка — это страсть. И если эта страсть завладела вами так, что вы не можете остановиться и постоянно требуется выход ее в окружающий мир, значит вы на верном пути.

После того как мы определились с тем ЧТО мы хотим сказать, пришла пора определиться с тем КАК мы это хотим сказать. Тут есть так же несколько нюансов:

  • структура композиции. Всякое произведение имеет определенную структуру. Это не значит, что ее нельзя нарушать, но по крайней мере, стоит прислушаться к опыту предыдущих поколений музыкантов, которые уже придумали определенные шаблоны под определенные задачи. Они были придуманы, не для того, чтобы держать вас в рамках, а только чтобы помочь при работе над вашим материалом.
  • гармонические средства. Даже начинающему гитаристу понятно, что достаточно сложно выразить радостные чувства минорными или полууменьшенными аккордами и что для этого потребуются мажорные аккорды . Хотя вы вольны в вашем выборе, но тут тоже есть определенные стандарты и законы. Для этого и существуют различные учебные заведения, в которых преподается гармония. Вы так же можете попробовать самостоятельно освоиться по книгам или снимая песни на слух.

Давайте сегодня рассмотрим только первую часть, так как ко второй нам придется еще не раз вернуться.

Итак, рассмотрим структуру композиции на примере простой песни. 20 век подарил нам множество новых стилей музыки, какие-то были сложными, какие-то были простыми. Благодаря развитию джаза в начале прошлого века и его популяризации, выработалась четкая структура песен. Сейчас она имеет название ААБА. Если перевести на обычный язык, то это структура песни, состоящая из условно двух частей: часть А и Часть Б. Последовательность ААБА обозначает, что песня строится на основании двух частей А, затем следует одна часть Б и завершает песню снова часть А.

Перед первой частью А и после последней части так же могут присутствовать части intro и outro, которые предназначены для плавного ввода нас в композицию и плавного выхода из нее.

Для наглядности давайте посмотрим как это выглядит на картинке.

Чтобы быть конкретным, давайте возьмем песню из хит-парадов, но чтобы от нее не тошнило, для меня это

Bon Jovi — Misunderstood

Структура песни следующая:

Давайте для начала посмотрим на первый уровень. Мы видим, что это практически стандарт ААБА. Почему «практически»? Потому что последняя часть А состоит только из припевов до самого конца.

Но давайте проведем более пристальный осмотр пациента.

Итак, часть А состоит из куплета, бриджа к припеву и самого припева. Куплет в свою очередь поделен на две части, каждая из которых всего лишь квадрат с одной и той же гармонией. Гармония бриджа и припева отличаются от куплета.

В повторе части А все точно так же как и в первой части, меняются только слова, мелодия вокала так же остается «почти» той же.

Все эти «почти» и «практически» я употребляю потому что каждый повтор отличается от предыдущего какими-либо нюансами, но раз уж мы смотрим только на структуру, то можем себе позволить не обращать на них внимание.

Часть Б в данной песне это соло, после которого мы выходим на повторение припевов до конца. Все достаточно просто.

Попробуйте применить этот же шаблон к песням, которые вы слушаете, это поможет более быстро разучивать эти песни или снимать их.

Относительно недавно меня пригласили выступить с одой группой, у которой не было своего репертуара, и не было четкого состава музыкантов. До концерта было немного времени, да и я был в командировке. В итоге мы смогли провести только одну репетицию прямо перед выступлением. Но благодаря тому, что каждый член команды хорошо подготовился и четко знал структуру песен, никаких проблем это выступление не вызвало.

Так что учите структуры чужих песен и пробуйте применять их при сочинении своих собственных.

К теме сочинения музыки мы еще вернемся…

  • dsf

    Это шаблоны… никогда таким не стоит увлекаться. Музыка должна быть свободна! А этой гребаной схемой ААБА люди лет 53428754 назад наелись уже…

    • Ага, покажите ка мне свободной музыки, которая не соответствовала бы этой или подобной схеме, которые можно изучить в музыкальных учебных заведениях или просто слушая любимых исполнителей.
      Слишком многие люди оправдывают свою безграмотность стремлением «мыслить свободно»

  • RINari

    ну со структурами всё понятно примерно… даже тем кто и не «копает» в глубины музыки и такая структура практически везде…

    А вот насчёт осовиться по книгам… 400 страниц этой книги оправдывают себя о_О
    не думал что столько инфы можно про гармонию запихать… даже страшно скачивать)
    неужели тот же Курт Кобейн изучал всё это… вряд ли, но при этом писал песни, а уж какие всем известно. Вот и интересно как же так это всё происходит…

    Про гармонию будет изложено?))

    вообще спасибо что отклинулись.. я рад:)

    • кстати, прикольный довод.
      но никто почему-то не берет в расчет простой факт. например, Paul Gilbert рос бок о бок с Jimmi Kidd, в компании с таким дядюшкой не начать играть на гитаре попросту преступление.
      Sting, если судить по его книге ( Стинг — Разбитая музыка) так же довольно глубоко изучил как народную музыку, так и просто популярную музыку своего времени. Его хиты появились не на пустом месте.
      Надо бы просто заняться вопросом, тогда и с Кобейном будет все ясно.
      Как говориться «образование — не значит образованность», это правило действует и наоборот.
      Есть над чем подумать.

      • RINari

        Т.е это тонкий намёк на то, что надо это всё читать… ?)) No waY)) и всё же биографию Курта я читал, но таких моментов не припоминаю..

        ну вот чтобы песню сочинить тебе же не надо знать тонны аккордов к чему это вся изучение гармонии.. я к тому, что чтобы придумать как это всё сделать наложить текста на аккорды или наоборот как то, на слух же надо делать или как определять.. плюс аккордовую последовательность придумать, тональность там песни определеить? я вот про всё это..

        • Это тонкий намек на то, что есть два пути.
          1) изучать теорию музыки, гармонию и т.д.
          2) изучать музыку других музыкантов, учиться у них, но тут есть одна проблема, придется над некоторыми темами сидеть довольно долго, чтобы понять в чем там соль, так что если прочитать или если об этом расскажет преподаватель(или просто знакомый гитарист), то процесс может ускориться.

          просто у некоторых самордоков, типа Sting или Hendrix, процесс анализа и систематизации почерпнутых знаний из выученных песен проходил достаточно быстро. Тут стоит «винить» хороший музыкальный слух, который, кстати, тоже можно развить.

          Так что проблема получается комплексной.
          В эту тему мне нравиться подход, который декларируют в своих курсах гиганты типа sap: «столько практики, сколько возможно и столько теории, сколько необходимо!»

          как в анекдоте: practice…

          • ZHUVS

            есть еще третий путь, когда просто в башке рождается музыка, мелодия например
            а дальше аранжируешь по своему вкусу

      • RINari

        ещё к примеру.. допустим текст я нписал.. надо ж как то подогнать его под под музыку… или музыку под текст))

        классно, если бы ещё про основы аранжировки что нить было)

        • я не текстовик, поэтому как «подогнать его под музыку» я ответить не могу.
          могу лишь сказать, что сам обычно пишу сначала музыку, а затем с вокалистом обсуждаем какие заготовки ему интересны. пробуем, и в результате начинаем над чем-то работу.

        • ZHUVS

          «Подгонять текст под музыку» или «музыку под текст». Что это означает для тебя? Можно сочинить музыку. Вот написал ты текст, смотришь на него и решаешь — а давай попробую песню написать. И начинаешь петь текст. Потом понравилась тебе музыка — ты хоп и подобрал гармонию. А дальше уже аранжируешь

          • RINari

            да я вот примерно об этом… т.е даже если сначала музыку не придумал,
            прост сложно пока понять как лучше делать, толком не сочиняв ещё ничего.
            Логичнее кончно кажется музыку родить, а потом уже к ней текст прикрепить.. а то ведь текст порою получается не совсем в музыку так сказать… приходится что то переделывать

          • ZHUVS

            У меня обычно писался текст, а потом к нему приходила музыка.. и очень редко наоборот

  • В сообществе mail.ru тема превратилась в отличнейший треш про ABBA — http://bit.ly/bLHDQz