Я давно хотел написать статью о том как я организую процесс разучивания произведений. Но в процессе написания понял, что у меня опять получается простыня, в подпись к которой впору ставить: «Ваш К.О.» Поэтому я решил ограничиться некоторыми советами, которые я получил в свое время от своих учителей, или до которых я додумался сам, и которые сейчас сильно упрощают мне жизнь, когда я начинаю учить что-то новенькое.
1. Слушай
Разучиваемое произведение нужно слушать много, очень много. До тех пор пока эта музыка не начнет звучать в голове сама. И даже после этого не стоит останавливаться — продолжай слушать (ты ведь не против, что я перешел на «ты», мне кажется давно пора). Очень полезно слушать разные варианты исполнения, разные записи, разных исполнителей, концертные записи, каверы, любые другие варианты — это делает композицию многомерной.
2. Пой
Как только музыка поселится у тебя в голове, ты сразу начнешь её петь. Это будет происходить неосознанно, просто в какой-то момент в дýше, в пробке, в очереди в кассу ты поймешь, что напеваешь себе под нос эту мелодию. И это хорошо, потому что музыка звучащая в голове — это основа, внутренний стержень, рельсы, которые не дадут тебе сойти с намеченного пути в сложный момент, это тот образец на который ты будешь равняться, когда начнешь играть. Если ты не можешь правильно напеть мелодию (хотя-бы в голове), то и сыграть правильно ты её не сможешь. Всегда будешь где-то ошибаться. И наоборот, если ты слышишь мелодию внутри себя, то руки сами будут стремиться сыграть её так как надо.
3. Разделяй и властвуй
Философия выделяет два взаимосвязанных процесса познания — анализ и синтез. Эти два метода хорошо прослеживаются в разучивании новых произведений.
Анализ — это разделение целого на части. Как ребенок разбирает заинтересовавшую его игрушку, так и тебе следует разложить понравившееся произведение на составные части, на фразы, на такты и так далее, иногда до нескольких нот. Чем сложнее кусочек, тем мельче я стараюсь разложить музыку — гораздо проще разучить несколько маленьких кусочков и потом сложить их в единое целое, чем с наскока разучивать один длинный и сложный кусок. Анализ начинается еще в момент прослушивания — слушать нужно активно, вслушиваясь в запись, вычленяя каждую ноту.
Потом начинается синтез — соединение получившихся частей. Главный вопрос который я задаю себе, когда собираю части в единое целое — почему автор собрал эти кусочки именно в таком порядке и можно ли их поменять местами?
4. Играй медленно
Не я первый от кого ты это слышишь. И если до сих пор ты отмахивался от этого совета, то самое время задуматься — а может и правда не стоит никуда торопиться. Я же пришел к выводу что главным мерилом скорости на которой стоит разучивать произведение — это осознанность. Поэтому говоря «Играй медленно!» я, на самом деле советую «играй осознанно!». Т.е. разучивая произведение (какую-то его часть) я играю так медленно, чтобы каждое движение обеих рук было сознательным, мотивированным решением. Потом я потихоньку добавляю скорости и слежу как ведут себя руки — если есть ошибки — надо вернуться назад и поработать еще.
5. Следи за ногой
Ну раз уж речь зашла о скорости, нужно сказать и о ритме. Как ни странно, именно ритм делает мелодию или рифф узнаваемыми, цепляющими. Поэтому отклонение от оригинального ритмического рисунка сразу становится заметным. А в скоростном пассаже, не ориентируясь в его ритмической структуре легко потеряться и не выйти на нужную фразу в нужном месте.
Мой преподаватель, очень легко ловит учеников на том — понимает ли он то, что играет. Если в какой-то момент произведения ученик перестает отсчитывать ритм ногой — значит есть проблема с понимаем ритмической фигуры в этом месте, значит скорее всего ученик здесь играет на обум, и даже если у него сейчас все хорошо получилось, не факт, что у него это получится в следующий раз или в более быстром темпе. И значит надо с этим местом поработать.
Поэтому я приучился всегда отсчитывать темп ногой, и никогда без ноги не играть. Я даже когда слушаю, или когда напеваю мелодию, то всегда ногой «считаю» сильные доли (не всегда, правда, я делаю это ногой, могу рукой или просто кивками головы, но все равно внутренний метроном включается). Потому что, голова (слух) и руки с самого начала должны запоминать на какую долю какая нота играется и как это все сочетается с ударами ноги. Если сразу, медленно, все усвоить, то потом на быстрых скоростях все будет гораздо легче.
6. Играй с оригиналом
Когда уже цель близка: ноты выучены и сыграны, когда все кусочки собраны воедино, и остается просто довести все до ума я обычно начинаю играть вместе с оригиналом. Во-первых это позволяет проверить себя — на сколько правильно я все играю, а во — вторых именно во время игры начинаешь чувствовать какие-то мелочи, которые не были очивидны при простом прослушивании, нюансы которые не передаются нотами и табулатурой. Это те мелочи. которые формируют неповторимый стиль каждого исполнителя. И когда я играю одновременно с оригиналом я начинаю слышать все эти мелочи. Если темп оригинала для меня слишком быстр, я замедляю его в редакторе.
7. Выступай
Когда уже цель уже совсем близка: когда чувствуешь, что все начинает получаться — начинай играть это на публике. Первыми слушателями могут стать родственники или друзья, потом друзья друзей и вот ты уже знаменит. Если серьезно, первые слушатели нужны не для славы, а для обратной связи — по их реакции ты поймешь насколько интересно те слушать. Потом игра на публику всегда позволяет вскрыть все недочеты — если есть какие-то места, в которых ты не уверен, но в домашних условиях все более или менее получается — на публике ты обязательно в них накосячишь.
Если со слушателями проблема, тогда зиписывай себя. Аудио или видео уже не так важно, главное что ты можешь услышать себя со стороны. Ситуация с проблемными местами, та-же что и в выступлениях — они все обязательно проявятся, так что использовать запись в качестве стресс-теста тоже можно.
8. Коцентрируйся. Иди до конца
Как только ты решил что-то сыграть у тебя остается только два пути — либо научиться это играть, либо выкинуть это из своей головы. И всегда доделывай все до конца. Решил выучить соло — учи его пока не сможешь с ним выступать, либо вообще перестань о нем думать. И еще — будь сконцентрированным как лазер. Лучше выучивать по одному произведению в месяц и через год иметь репертуар из 12 песен, чем одновременно разучивать 12 штук, потому что к концу года ни одно из них ты не сможешь играть достойно.
Это, конечно, не полный список всех советов, которые поогут тебе пройти путь от нот до аплодисментов, но для меня это ключевые правила, которые позволяют мне двигаться в перед. А что помогает тебе в этом не простом деле?