В продолжении темы из прошлой заметки, хочется предложить вашему вниманию цитату статьи, напечатанной в 1989 году в журнале Guitar World.
Frank Gambale — СЛЕДУЙТЕ ЗА СВОИМ СЛУХОМ
Привет, друзья. Мне бы хотелось немного пофилософствовать о том, как важно «снимать». Когда я рос в маленьком австралийском городке Канберра, моим единственным источником музыкальной информации были импортные пластинки, на которые я тратил все свои деньги (в это время я жил с родителями). Я тогда еще не понимал этого, но это был лучший способ научиться; слушать и «снимать» любимых музыкантов.
Что дает вам понять, что тот или иной исполнитель является вашим любимым музыкантом? То, как он играет фразу или соло на какую-то последовательность аккордов, либо совершенство композиции, либо то, что аранжировка является произведением искусства. Когда присутствует один из этих элементов, то эффект становится магнетическим, а когда это так мне нравится, то я стараюсь это повторить. Сначала это было очень медленно и очень неточно. Но даже если я точно воспроизводил только 2% соло или того, что привлекло мое внимание, я чувствовал, я «учусь».
Меня часто спрашивают, работаю ли я над техникой, и я отвечаю — и да, и нет. Нет, потому, что я никогда не шлифую технику отдельно, ибо это верный путь к «немузыкальности», и да — потому, что встречая трудный кусок в снятом соло, я повторяю его до тех пор, пока не освою. Такой подход позволяет развиваться по нескольким направлениям:
ТЕХНИКА.
Попытки освоить трудный кусок соло улучшат ваши технические возможности .
РАЗВИТИЕ СЛУХА.
Соединение вместе «снятых» фрагментов записи помогают развитию слуха. Чем больше вы будете этим заниматься, тем точнее и быстрее будет этот процесс.
ПИЩА ДЛЯ МОЗГОВ.
Поскольку вы изучаете то, что привлекло ваше внимание, ваши аналитические инстинкты обострены, и вы понимаете, возможно подсознательно: «Ага, эти ноты звучат особенно сочно на этот тип аккорда».
ФРАЗИРОВКА.
Новые идеи переходят в пальцы, особенно если вы играете точно вместе с записью.
НЮАНСИРОВКА.
Ваша чувствительность к таким вещам как вибрато, бенды, динамика обостряется.
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.
Кроме всего прочего, вы чувствуете взаимопроникновение всех указанных выше аспектов. Вы учитесь творить музыку, а не просто занимаетесь техникой.
Естественно, что «вкусные» штучки, которые вы слышите в игре любимых музыкантов, проникают в ваш собственный стиль; и дело доходит до того, что вы начинаете считать их своими собственными.
Неплохо было бы снимать и другие инструменты, например саксофон, фортепиано, трубу, африканскую флейту, кабаса и т. д. Другие инструменты дают вам совершенно иную перспективу, и это поможет вам избежать страха звучать как другой гитарист. Расширяйте источники вашей информации.
«Снимайте» как можно больше музыкантов, чтобы соблюдать здоровый баланс влияния, оказываемого на вас. Это поможет вам придти к собственному уникальному стилю. Просто следуйте за своим слухом.
Одно последнее соображение: Если вы честолюбивы и стремитесь мыслить как композитор или аранжировщик, возьмите ваши любимые песни и «снимите» все партии. Например, как только Стили Дэн выпускал свой новый альбом, я запирался в комнате с фортепиано и гитарой и снимал все — клавишные партии, линию баса, рисунки ударных, аранжировку для трубы, ритм-гитару и, конечно, соло-гитару. Это довольно серьезная работа для мозгов, и если вы проделаете то же, это поможет вам повысить вашу музыкальность,
Guitar World, Март, 1989