Перейти к содержимому →

Баррэ. Часть 2

В прошлый раз мы говорили о том — как избавиться от баррэ. Это был первый принцип, которым я руководствуюсь, когда я сталкиваюсь с ним. Но это не всегда спасает ситуацию. Поэтому есть еще два.

Второй принцип — если нет возможности избавиться от баррэ — из двух зол выбираем меньшее — стараемся заменить баррэ на полубаррэ. Полубаррэ или уменьшенное баррэ — когда одним пальцем зажимается не более 3 струн располагающихся рядом. Этого обычно бывает достаточно.

Продолжим потрошить аккорд F. В нём можно применить уменьшенное баррэ на первых двух струнах, что даст нам несколько новых аппликатур. Их отличие от предыдущих как правило в добавлении к аккорду ноты F на первой струне, что делает аккорд звонче:

Полубаррэ в этих случаях зажимается подушечкой указательного пальца. Обычно, прижимая вторую струну, эта часть подушечки уже лежит на первой струне заглушая её. Поэтому достаточно небольшого движения чтобы прижать первую струну. Обратите внимание, что аппликатуры F6 и Dm7 в данном случае совпадают, и чтобы сделать явный акцент на аккорд F можно добавить к нему бас на 6-й струне большим пальцем.

Можно продолжить эксперимент и попробовать полубаррэ в других местах и другими пальцами. Вот парочка примеров:

Аккорд F7#9 нам раньше не встречался. Это доминантсептаккорд к которому добавили увеличенную нону (#9). Аккорд неустойчивый, нервный. Я его обычно использую в качестве проходящего аккорда в сочетании с доминантсептаккордом в различных рок-н-рольных аккомпанементах.

Кстати иногда оказывается, что c полубаррэ  удобнее чем без него. Например аккорд А в нулевой позиции многие электрогитаристы берут с помощью полубаррэ зажимая на втором ладу вторую, третью и четвертую струны, а некоторые и не только в нулевой.  Или вот распространенная в блюзе аккордовая форма С9 берется с помощью полубаррэ безымянным (!) пальцем — и тоже получается очень удобно, а некоторые схожим образом берут пауэрхорды. В общем, примеров много:

Поэтому осваивайте полубаррэ, и будет вам счастье!

Принцип третий — если уж нет возможности отказаться от баррэ, то надо научиться его брать с наименьшими для организма потерями. 99 процентов гитаристов в самом начале совершают одну и ту-же ошибку — они считают, что если баррэ, то указательный палец должен зажать все 6 струн на гитаре. На самом деле такая необходимость возникает крайне редко (читай — никогда). Все гораздо проще. Снова берем наш злополучный аккорд F:

Из схемы хорошо видно, что зажимать все 6 струн с помощью баррэ нет никакой необходимости — третья, четвертая и пятая струны все равно будут зажаты другими пальцами. Просто прижмите 6-ю струну и вы заметите, что третья фаланга указательного пальца уже лежит на двух верхних струнах. Остается небольшим усилием их дожать и идеальное баррэ буквально в наших руках. Поскольку середину прижимать не нужно, то указательному пальцу гораздо удобнее лежать на грифе не прямым, а слегка согнутым (скругленным), что ближе к его естественному состоянию.

Обычно (но не всегда) баррэ приходится брать указательным пальцем. Он, как и любой другой палец, состоит из трех фаланг. Весь секрет в том, чтобы ноты которые участвуют в баррэ прижимались подушечками фаланг и не попадали в углубления между ними.

Есть еще маленькая хитрость — я указательный палец кладу на гриф не совсем плашмя, а под небольшим углом относительно оси пальца. В результате палец лежит на струнах немого боком. В результате прижатие пальца к грифу в большей части осуществляется за счет мышц двигающих палец относительно ладони, а не мышц разгибающих палец.

В заключение хочу напомнить еще один важный момент — все таки баррэ это «силовой» прием, требующий от рук определенной крепости. Поэтому ваши проблемы с баррэ иногда могут быть связаны с тем, что вам просто не хватает сил. Это тоже надо иметь в виду. В таком случае попробуйте поменять струны на более тонкие — иногда это может помочь. И конечно играйте, играйте и снова играйте — только это поможет вам укрепить ваши руки.

  • Вадим Люлько

    Ребят видео, для людей кто уже научился ставить баррэ, но все-же имеет сложности в продолжительном использовании этих аккордов + он научит импровизировать используя их и покажет как ставить квинты, объясняет классно и доходчиво !
    в начале покажет не большую импровизацию и как ее исполнять, А ПОТОМ ПОКАЖЕТ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РУКИ, упражнения очень эффективные, http://youtu.be/NKVAorR6zbI

  • Олег

    Хотел бы спросить: аккорды баррэ типа F, Fm, H, Hm я брать могу, разве что не всегда уверенно, да и если рука устаёт, нажим ослабевает. Но не суть.
    Не могу взять септаккорды: пока F7 в частности, 4-я струна глухая. Звучит только при нереально сильном нажиме (пробовал палец и под углом отн. оси, что для меня привычно, так и плашмя), но играя достаточно быстро не получается так крепко прижимать. Что делать?
    Такую проблему преодолел и с 1-й струной и с 5-й, в силе подрос, но с 4-й ну никак не могу.
    Играю на Ernie Ball Slinky 10-46, гитара Hopper (Китай), расстояние между струной и грифом на 12-м ладу 4,5 мм.

    • ну вариант всегда один — тренировать.

      надо попробовать не с F7 начинать, а, например, с С7 или B7, все же в середине грифа нужно прикладывать меньше усилий.

      Главное не торопиться и посмотреть как расставляются пальцы.
      Если мы говорим о варианте септаккорда, в котором участвуют все 6 струн, то его форма аналогична обычному мажорному аккорду в форме E.
      Попробуй взять аккорд С и затем с 4-ой струны приподнять мизинец, чтобы уже звучала зажатая указательным паьцем струна.

      • Олег

        Спасибо, буду пробовать!