В данной статье я хотел бы коснуться некоторых аспектов сочинительства, рассказав о способах написания музыки, которые несколько отличаются от традиционных. Иногда, когда мы садимся за инструмент и хотим записать какую-то свою новую музыку, или придумать риф или мелодию, получается так, что вроде и желание есть, и вдохновение витает где-то поблизости, но все равно как-то не выходит сделать то, что задумывалось. В общем не приходит в голову Идея, и все тут. Многие музыканты при этом начинают пользоваться какими-нибудь вспомогательными увеселительно-вдохновляющими средствами, но я хочу рассказать о способе, который позволяет черпать вдохновение из повседневной жизни без каких-либо угроз вашему здоровью)
Я предлагаю создать риф или мелодию, основываясь на звуках, которые нас окружают. Наша обычная жизнь — уже источник вдохновения и бесконечного числа музыкальных идей. Мы каждодневно слышим тысячи звуков, большинство из которых шумовые, некоторые мелодические (со звуковысотной организацией), но главное для нас то, что этих самых звуков огромное количество и многие из них могут содержать в себе очень интересные мелодии. Попробуйте вслушаться в какой-нибудь шум или звуки, которые вы слышите изо дня в день, и выделить из них что-то (мелодию, которую вы услышите, пусть она даже и не будет идентична (так даже лучше), или какой-то ритм шума (например шум компьютера, или чьей то речи, или электрички в метро). На основе полученного, если постараться, можно сделать очень интересную мелодию, и она будет именно вашей, поскольку все люди слышат и интерпретируют одни и те же звуки индивидуально, не говоря уже о том, что при создании такой мелодии вы наверняка добавите в нее что-то свое. Сейчас я попробую подробнее объяснить этот способ на примере, чтобы было понятнее, попутно показав, как это выходит у меня.
Возьмем, например, звуки взрывов попкорна в свч печке:
Пример 1.
[audio:http://guitarline.ru/audio/2011/Example1.mp3|titles=Example 1|artists=Alex]Ритм этих звуков мне показался интересным и я стал настукивать его, чуть изменив:
Пример 2.
[audio:http://guitarline.ru/audio/2011/Example2.mp3|titles=Example 2|artists=Alex]Ничего страшного, даже если вы сильно измените первоначально услышанное вами — мы же не должны все копировать — наша мелодия, наши правила. Потом я обычно играю ритмический рисунок на гитаре — мертвыми нотами по одной струне, или просто одной нотой, неважно:
Пример 2а.
[audio:http://guitarline.ru/audio/2011/Example2a.mp3|titles=Example 2A|artists=Alex]Следующий шаг — попытаться сыграть какие-то ноты на этот ритм, и посмотреть, что получилось. После нескольких попыток, вы наверняка подберете интересное сочетание нот или аккордов для данной ритмики. Итак, у нас есть некий костяк рифа или темы. Прежде чем двигаться дальше, стоит задуматься об идее, которую должна донести до слушателя ваша получившаяся мелодия. Мелодия, на мой взгляд, всегда должна нести какие-то размышления, или мысли автора о чем-либо (и желательно о чем-то более глубоком, чем «девушки, пиво и рок-н-ролл»), или же чувства автора (тут как раз даже пиво и рок-н-ролл подойдут). Например еще до того как услышать этот ритм, я хотел сочинить какую-нибудь легкую летнюю мелодию, и данный ритм как раз подходил для этого. Поэтому я решил, что мелодия будет относительно бодрой и должна погружать (по крайней мере по задумке) в состояние веселья и чего-то такого беззаботного. Хорошо бы подошел отрывок на данную ритмику в стиле поп или блюз (ну или около), вообще данная в примере ритмика мне почему-то несколько напомнила фанковую. Помимо самих нот, я подумал что логично для легкой мелодии использовать чистый звук, а также ревер, чтобы создать ощущение простора и легкости, а также чуть поднять высокие частоты в эквалайзере комбика, для того, чтобы звук гитары был несколько светлее. Также я попытался сделать мелодию как можно проще, чтобы ее можно было сравнить с первоначальным ритмом. Вот что получилось:
Пример 3.
[audio:http://guitarline.ru/audio/2011/Example3.mp3|titles=Example 3|artists=Alex]Вы всегда можете добавить к своей мелодии различные мелизмы, если чувствуете, что ей чего то не хватает. Бенды, слайды, вибрато могут иногда до неузнаваемости преобразить казалось бы скучный музыкальный отрывок.
Стоит сказать, что вы должны свободно изменять услышанные где-то звуки, напоминающие мелодию, или ритм — ваша созданная из этого музыкальная идея вовсе не должна быть точно такой же, более того, чем больше она будет отличаться — тем лучше.
Понятно, что вы можете использовать любые мелодии и звуки, которые вас окружают, можете сами придумать какой-то ритм и начать его стучать, а потом «расставить» ноты, или наоборот сначала придумать или услышать где то мелодию, а потом начать подбирать ритмику, изменяя и придумывая вашу музыку так, как вы этого хотите. Я лишь описал один из простых, и несколько менее популярных алгоритов, и надеюсь что кому-то он будет интересен. Спасибо за внимание!