Перейти к содержимому →

О пользе музыкального образования

Она ежедневно разгадывала кроссворд в свежем номере Times и читала пересказы книг в Reader’s Digest, объясняя, что, поскольку ей не довелось получить настоящее образование, она вынуждена получать его в сокращенном виде.

Sting — Broken Music

Очень кстати начал перечитывать книгу Sting — Broken Music, и там подвернулась эта цитата. Вырванная из контекста она не теряет смысла, а, как мне кажется, наоборот, в полной мере отражает действительность. Современное общество перегружено информацией, и чтобы прочитать те миллионы книг, что уже написаны отличными авторами, среднестатистическому человеку может потребоваться не одна жизнь. Та же ситуация и с музыкантами и просто меломанами. Чтобы просто бегло ознакомиться с каким-либо из стилей современной музыки, может потребоваться не один месяц. Я уж не говорю о воспитании собственного вкуса. Это дело не одного дня.

Поэтому-то многие люди и идут по сокращенному пути, а некоторые пытаются и сокращать сокращенное.
Вспомните небольшую дискуссию в посте о пользе изучения нот.
Сегодня я снова хотел бы вернуться к той же проблеме.

Итак, имеем два абсолютно противоположных мнения:

  • музыкальная грамотность может только повредить «таланту»
  • эти знания «лишними» не будут

Никогда не поддерживал первое мнение, и всегда старался доказать пользу второго. Чтож давайте взглянем на все это со стороны знаменитостей, которые внесли неоспоримый вклад в развитие современной музыки.

Майлс Дэвис - Автобиография | Miles Davis - Autobiography Майлс Дэвис — Автобиография | Miles Davis — Autobiography

Я уже упоминал великого джазового трубача Miles Davis, если интересно вы можете почитать подробнее о его жизни в его автобиографии. Мать Miles Davis была весьма способной блюзовой пианисткой, и хотела, чтобы ее сын занимался на пианино, но отец, отчасти чтобы насолить жене, отдал его заниматься на трубе под опеку Elwood Buchanan. В 17 Miles уже профессионально выступал. В автобиографии он подробно рассказывает о том количестве времени, которое он уделял своим занятиям, музыкальной теории и игре по слуху, так что обязательно прочитайте.

Sting - Broken Music Sting — Broken Music

Sting так же рассказывает много интересного о своей жизни в книге, но даже если вам будет лень ее читать, вот выдержка из его биографии с wikipedia:

«У нее(мать Sting) было классическое музыкальное образование, и она сумела развить природные способности сына, обучая его дома игре на пианино. Ему предлагали серьёзный курс обучения в музыкальной школе, но по-настоящему Стинга привлекали джаз и гитара.
После скудных заработков дорожного рабочего и преподавателя музыки у Стинга появилась возможность переехать в Лондон и играть профессионально.»

В биографии Prince так же есть место профессиональным музыкантам, его мать была джазовой певицей, а отец пианистом и композитором. При таких родителях было бы странно, если бы Prince выбрал какой-то иной от музыки путь. Но интересно как раз другое, то что он мог получить отличную теоретическую и практическую музыкальную подготовку прямо не выходя из дома. Я не зря привел цитату из книги Стинга о том, что многие современные люди получают «сокращенное образование». В музыкальных семьях это стоит назвать скорее передачей наследства, когда родители передают свои знания детям. Кто-то передает особняки и заводы, а кто-то передает свой жизненный опыт, который и есть самое важное в жизни.

Через родителей, которые в данном случае были первыми преподавателями музыки перечисленных музыкантов они получили свои знания, и возможно свой самый первый мотивирующий заряд, который подвиг их продолжить заниматься и не останавливаться. Многие из знаменитостей не получали формального образования, но все они каким-то образом получили необходимые практические и теоретические знания, которых было достаточно чтобы писать отличную музыку.

Если не верите, почитатйте биографии например John Lennon, который пел в хоре, а как известно ничто так не развивает слух и восприятие музыки как пение, и уж тем более в классическом хоре, Paul McCartney (wikipedia: Отец Пола, в прошлом трубач и пианист (в 20-х годах игравший в собственном оркестре Jim Mac’s Jazz Band), поощрял ранние музыкальные эксперименты Пола и его младшего брата Майкла).

Взглянем на гитаристов?

Tony Macalpine

«Прежде чем всерьёз взяться за гитару, Тони прошел путь классического пианиста и скрипача. В результате, он уверенно исполняет все клавишные партии как на своих альбомах так и на альбомах других музыкантов.»

Steve Vai

«В 1978 году Стив Вай уезжает из Лонг Айленда в бостонский музыкальный колледж Беркли.»

Jason Becker

«Уже в 5 лет Джейсон вместо беготни с футбольным мячом по двору начинает осваивать инструмент. С дядей Роном он занимается блюзом и постигает искусство импровизации, с отцом разбирает классику и песни Боба Дилана. Юный гитарист демонстрирует феноменальные музыкальные способности, легко исполняя рифы Эрика Клэптона.»

Shawn Lane

«Я начал заниматься музыкой, когда мне было где-то четыре, пять лет. Я аккомпанировал своей старшей сестре и моей матери, когда она занималась вокалом, потом в школе я начал играть на скрипке и брал уроки игры на фортепиано.»

Randy Rhoads

«Его мать, Delores (ей посвящена прекрасная акустическая композиция «Dee») была владелицей магазина музыкальных инструментов, и в возрасте шести лет у Randy появилась возможность брать уроки игры на гитаре.»

Joe Satriani

«В средней школе Кейрл Плейс, где учился Джо, помимо общий уроков надо было участвовать либо в хоре, либо в оркестре. Там его научили элементарной музыкальной теории, а также петь с листа. В это же время Джо начинает учиться по книгам и гармоническим схемам, которые берет у своих друзей.
Дальше Джо двигался в том же направлении, в 11-12 классах он начал учиться музыкальной теории. Это была уже углубленная теория музыки, где его учили тому, как пишутся симфонии, кантаты и струнные квартеты. В то время, учась в Нью-Йорке, сдавали экзамены на уровне совета попечителей штата. Так что их учили очень серьезно и проверяли на уровне штата. Его учитель Bill Wescott был действительно энтузиастом музыки.»

Если вам при обсуждении проблемы изучения нот или получения полноценного музыкального образования еще мало аргументов в пользу утвердительного ответа, то вы либо идиот, либо гений. Время покажет.

Но не оставляйте свою цель игры на гитаре, побольше целеустремленности и уверенности в себе!

  • Да, готов подписаться под каждым словом: как же не хватает нормального классического музыкального образования! Все те урывки, которые удается получить в суматохе дней не всегда помогают, но порой и наоборот, мешают нормально развиваться.

  • leonidkir

    нет, наверное, большего сторонника изучения теории, сторонника образования, чем я
    тем не менее, не стоит забывать о Томми Эммануэле. Томми, безусловно, знаком с теорией музыки.однако достоверно известно, что он не читает нот.в какой степени он с теорией знаком сказать не могу.

    • вопрос что подразумевается под «чтением нот»?
      если именно чтение написанного, то опять возвращаемся к достаточности тех знаний что он получил в детстве.
      его практика охватывает всю теорию с лихвой.