Перейти к содержимому →

Доминантсептаккорды для гитары

dominant

Мы уже несколько раз затрагивали тему CAGED guitar chord system, как вы уже поняли прочитав, о том как строить мажорные и минорные аккорды, по этой системе можно строить любые аккорды.

Для начала давайте поймем, что значит любые?

Начинающие гитаристы, в первый раз столкнувшись с записью гитарных партий аккордыми еще понимают разницу в звучании между минором и мажором, но когда видят в табах аккорды вида C7 или С13, начинают паниковать.

Не секрет, что аккордом называется любое сочетание из не менеее трех звуков, которые расположены по терциям. Начнем с названия трезвучий, которые вы можете построить по терциям:

  1. Мажорное трезвучие состоит из большой и малой терции, между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта
  2. Минорное трезвучие состоит из малой и большой терции, между крайними звуками так же образуется чистая квинта

Если пока не думать об уменьшенных и увеличенных трезвучиях, то кажется что в рамках мажора и минора уже некуда двигаться, ан нет. Вспоминаем недавнюю статью о гармонизации мажорной гаммы септаккордами.

Септаккорд это аккорд, построенный по терциям, который объединяет в себе 4 звука. Бывают аккорды и с большим количеством звуков, хотя на гитаре больше шести одновременно взять все равно не получится.

Если мы посмотрим на септаккорд на примере натурального C мажора, то в состав септаккорда, построенного от ноты C войдут четыре ноты: до, ми, соль, си. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд или Cmaj7 и состоит из большой, малой и большой терций. Образуется такой аккорд на основе трезвучия C, путем добавления к нему четвертого звука, который отстоит от тоники аккорда на большую септиму.

cmaj_example

Различные сочетания интервалов для трех нот дают разное звучание(минор или мажор), то же самое происходит и с септаккордами. Если мы возьмем за основу мажорное трезвучие, например C, то при добавлении четвертого звука, отстоящего от ноты G на терцию, мы можем использовать как малую терцию так и большую. Большая терция дает нам в результате аккорд Cmaj7, малая терция дает аккорд C7, который еще называют доминантсептаккордом.

Если смотреть на аккорды с точки зрения гаммы, на ступенях которой они построены, то доминантсептаккорд в мажорной гамме всегда строится на V ступени гаммы, то есть в случае C мажора от ноты G.

cmaj+g7

В сегодняшней статье я хотел бы снова обратить внимание на CAGED guitar chord system как называют ее буржуи, но теперь применить эту же систему к доминантсептаккордам.

Суть системы заключается в том, что форм любого аккорда мы можем построить итого пять в разных частях грифа, и все эти формы показываются на примере аккордов C, A, G, E и D в первой позиции с использованием открытых струн.

Так что давайте опять обратимся к формам мажорных аккордов CAGED и сопоставим им соответствующие доминантсептаккорды.

Доминантсептаккорды C7, A7, G7, E7 и D7
Формы аккордов CAGED и доминантсептаккордов C7, A7, G7, E7 и D7

С аккордом G7 есть небольшой нюанс, сама по себе аппликатура мажорного аккорда G очень хорошо переходит в G7 с тоникой на 6-ой струне, однако такой формой при игре аккордов от других нот пользуются не часто, поэтому на диаграмме показана и наиболее употребляемая форма аккорда G7 с тоникой на третьей струне. Кстати, чтобы перейти к этой форме аккорда пришлось только взять септиму F на четвертой струне и квинту D — на второй.

В каждой из аппликатур у нас добавилось по одной дополнительной ноте, например, для мажорного аккорда C это нота Bb, при этом сами формы аккордов изменились не кардинально. Тем проще вам их будет запоминать.

Как и в прошлый раз попробуем применить формы аккордов C7, A7, G7, E7 и D7 для формирования аппликатур аккорда C7:

формы аккорда C7
Формы аккордов C7, A7, G7, E7 и D7 применительно к аккорду C7

Здесь мы используем первую аппликатуру аккорда G7, но для того чтобы не ломать пальцы левой руки пришлось от части нот избавиться, что в общем, не должно сильно повлиять на звучание, так как все ноты аккорда у нас в составе. В данном случае тоника аккорда расположена на третьей струне. Это один из трюков, который вы можете заметить в джазововм аккомпанементе, чаще всего исполнитель не будет играть все ноты аккорда на гитаре, так как в ансамбле так же будут звучать бас и клавиши, к этой теме мы вернемся позднее.

Таким образом, мы можем найти аппликатурную форму аккорда C7 в пяти разных позициях на грифе с первого по двенадцатый лад. Чтобы запомнить эти аккордовые формы попробуйте поработать только с аккордом C7, когда почувствуете уверенность, переключайтесь на остальные:

Доминантсептаккорды C7, A7, G7, E7 и D7
Доминантсептаккорды C7, A7, G7, E7 и D7 в пяти аппликатурных формах

Теперь вы можете построить доминантсептаккорд от любой ноты на гитаре.

  • Alex

    Здесь не правильно указана нумерация ладов , например — в форме C7 , D7 на пятом ладу, это правильно , а E7 на шестом?? хотя должен быть на седьмом. Так же G7 на десятом — правильно, а A7 на одиннадцатом?? вы сольфеджио что прогуливали?!

  • пауль Мюллер

    Ошибся, извините. Хотел сказать разница в минорном и мажорном трезвучии. Там ведь все одинаково написано. Спасибо еще раз.

  • пауль Мюллер

    А в чем разница большой и малой квинты? Я прочитал у вас, там только разница в расположении слов. Объясните пожайлуста. Заранее спасибо.